Должен ли архитектор уметь рисовать. Архитектор — плюсы и минусы профессии, какие предметы нужно сдавать. Будьте готовы хотеть бежать в перед

Мне не пришлось ничего решать, все решилось само собой, поскольку у меня отец архитектор, и мать занималась историей архитектуры, и вокруг были одни архитекторы. Книги по архитектуре, треугольники, рейсфедеры, линейки, кальки - все это составляло мир моего детства, и отказаться от этого я не мог. Поступил в МАрхИ, закончил его и постепенно стал архитектором.


Выучиться на архитектора просто: закончил институт и можешь работать архитектором. А вот стать архитектором - для этого требуется и талант, и большие усилия. Чтобы стать архитектором нужно обладать особой чувствительностью к окружающему миру, к материи этого мира. Нужна острая наблюдательность: нужно видеть жизнь, наблюдать за движениями и перемещениями людей, за тем, как они осваивают пространство. Очень важно обладать воображением, для того чтобы представить себе как в пространстве, которое вы создаете, будут люди двигаться, что они будут чувствовать, откуда будет проникать свет, какие физические ощущения вызовет прикосновение к стене или к полу.

Необходима изобретательность, чтобы придумать такую форму, которая была бы интересной, новой и привлекательной для людей. Надо чувствовать конструкции: какой должна быть балка для того, чтобы она не обрушилась - это должно быть на уровне чувств, а не на уровне расчетов, которые делают инженеры. Нужно понимать, как будет себя вести твой объект в том мире и в том окружении, куда ты его погружаешь. Нужно понимать историю, политику, осязать дыхание современной культуры. И, наконец, надо быть художником, чтобы все эти ощущения, мысли, знания и представления превратились в ценную пространственную, материальную форму. Вот это все и составляет особенности архитектурной профессии.

Все, то, о чем я говорил выше, приходит с годами. Необходимо пройти какой-то путь, вчувствоваться в мир, накопить жизненный опыт. По-моему, академик Жолтовский говорил, что архитекторами становятся только после сорока.


В Москве – это, конечно же, МАрхИ, и скромно упомяну нашу школу МАРШ. В Санкт-Петербурге - это Академия художеств и Архитектурно-строительный университет. Есть отдельные хорошие педагоги в Самаре, Казани, Ростове, Вологде. Но в целом российская архитектурная школа, хотя и обладает глубокими традициями, в последнее время далеко отстала от мирового уровня образования. И обсуждать, почему затормозила наша архитектурная школа, это все равно что обсуждать - почему Россия вообще затормозила и на каком этапе. Были трудные годы, когда архитектуры почти не было в стране, поэтому есть объективные причины.

Если говорить про наиболее значимые мировые школы, то традиционно это американские университеты - Колумбийский, Гарвардский, Корнельский. В Европе лидирующие места сейчас занимают Технический университет в Делфте в Голландии, три превосходных школы в Швейцарии - в Цюрихе, Лозанне и Мендризио, Мадрид и Барселона в Испании. Безусловно, Англия - Архитектурная ассоциация, Бартлет, Вестминстер, Лондонский университет Метрополитен, с которым сотрудничает наша школа МАРШ. В Японии много хороших архитектурных школ, в Южной Америке – Чили и Мексика… Есть очень много прекрасных мест для учебы. Наши студенты, увы, ограничены в возможностях выбора даже внутри страны.

4. Помимо обязательной учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Архитектура - это и искусство, и наука, и техника, и философия, и поэзия, и еще много чего. Сколько бы всему этому ни учили в институте, всегда будет недостаточно, поэтому могу порекомендовать архитектору учиться всю жизнь, везде и всему.

Традиционно существует представление, что архитектор прежде всего должен уметь рисовать. Хотя рисунок важен в работе архитектора, я не считаю, что это определяющий компонент профессии - не обязательно хорошо рисующий человек становится архитектором. Архитектура, бесспорно, искусство, но не искусство рисования. Художественные практики в наше время гораздо многообразнее просто рисунка - это и инсталляции, и перформансы, и видеоарт, и фотография. Самые разные формы творчества могут добавить к профессиональному образованию важные штрихи.

Архитектурное образование связано с таким обширным кругом знаний и умений, что оно позволяет довольно легко сориентироваться в разных областях, поэтому из архитекторов легко уходят в разные творческие профессии. В поэзию, как Андрей Вознесенский, в театр, как Сергей Бархин. Участники групп «Пинк Флойд» и «Пет Шоп Бойз» - тоже архитекторы. Янис Ксенакис, замечательный композитор в свое время был сотрудником мастерской Ле Корбюзье.


Ваш вопрос неспроста имеет определенный коммерческий оттенок. Архитектура, к моему глубокому сожалению, все больше определяется как бизнес, а не как социальное творчество. Для бизнеса сейчас не самые простые времена. В ситуации экономического кризиса строительство довольно сильно свернулось. Универсальный архитектор редко выбирает, в какой области ему работать: заниматься ли ему жильем или театрами. Как правило, не он выбирает, а его выбирают и дальше от этого зависит его профессиональный и экономический успех. Во всем мире моментом выбора может стать победа на конкурсе. У нас же конкурсов нет и в помине.

А востребовано сейчас то же, что и всегда: будущее исторических центров, массовое жилье, проблема разрастания городов. Сегодня модная тема - это экология, энергоэффективность и «устойчивое развитие», хотя мне кажется, что эти вопросы всегда существовали и традиционно решались на уровне здравого смысла и профессиональной ответственности.


В России не хватает архитекторов, а за границей из наших более или менее успешно ассимилировались буквально единицы. Поехать можно, но другое дело - насколько легко будет реализоваться: везде существуют свои профессиональные сообщества, и в них внедриться очень непросто. Больших русских имен там вы не найдете. Это одна из наших проблем: российская архитектура слабо интегрирована в мировой процесс, наши архитекторы не включены в глобальный архитектурный оборот. В то время, когда в Россию приглашают десятки западных архитекторов, русских архитекторов почему-то никто не зовет ни в Лондон, ни в Париж. В какой-то мере это связано с недостатками в подготовке, но по большей части, как я уже говорил, с дезинтегрированностью России в мировое архитектурное сообщество.

Если говорить о том, где сейчас самые большие архитектурные рынки, то, конечно, это Китай. Вся мировая архитектура сейчас работает на Китай, там строится сумасшедшее количество зданий. Это вообще, наверное, самый успешный архитектурный рынок в истории. И китайские архитекторы, кстати, благодаря этому интегрировались в глобальное мировое архитектурное пространство. Во всем мире больше всего архитектурных студентов из Китая. А в 2012 году самую главную международную архитектурную награду - премию Притцкера - получил китайский архитектор Ванг Шу. Русские архитекторы даже близко не подошли к тому, чтобы претендовать на такую награду.


Не надо обольщаться - если человек хорошо рисует, то это еще не достаточное основание для того, чтобы стать архитектором. Надо проверить в себе наличие тех качеств, о которых я говорил вначале: надо начать внимательно присматриваться к миру, начать фиксировать свои ощущения и умозаключения, записывать, зарисовывать, начать читать книжки об архитектуре, изучать памятники архитектуры и все окружающие пространства. И тогда со временем, может быть, удастся стать архитектором.

Иван Овчинников: «Профессия интересная, надо идти и пробовать»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

Когда я выбирал институт, то вначале пошел посоветоваться к маме, а она у меня радиовзрыватель, заканчивала Бауманку. Я говорю: «Мам, куда мне идти учиться?» Она говорит: «Иди в Бауманский». Я подумал и понял, что мне туда совсем не хочется. Пошел к папе, а он архитектор и посоветовал идти в архитектурный. Я решил, что там поинтересней. О том, когда я стал архитектором, даже неудобно говорить. Ну, наверное, когда построил свой первый дом два года назад.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Необходим довольно большой набор качеств. В первую очередь, чувство вкуса и фантазия. Также, безусловно, важны чувство конструкции, чувство материала. Огромное значение имеет понимание всех жизненных процессов, которые происходят вокруг нас. Архитектор должен быть и социологом, и психологом, поскольку в каждом архитектурном проекте происходит своя жизнь, и очень важно ее понимание и осознание.

Понять, что правильно выбрал профессию, мне кажется, очень сложно и не только в архитектуре. Вот я до сих пор сомневаюсь (смеется - прим. ред. ). Надо попробовать, только так - опытным путем. Что касается возраста... Кто-то выбирает этот путь смолоду и идет по нему, кто-то сворачивает после окончания института, а кто-то становится архитектором уже к зрелым годам и находит себя в этом деле.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Естественно, очень сильная школа в Голландии. По инженерии, конструктиву и по осознанности сильная школа в Германии. Лично мне понравился подход у финнов и у шведов: у них он, что ли, более приземленный и имеет более тесную связь с реальностью.

В России основной архитектурный вуз – МархИ, хотя в последнее время принято считать, что он не дает того образования, которое нужно современному архитектору, и я отчасти эту позицию разделяю. И плюс, и минус нашего отечественного архитектурного образования - в мощной фундаментальной подготовке, но в целом оно оторвано от реалий. Человек выходит из МАрхИ, зная историю архитектуры, умея рисовать, умея разрабатывать концепции, но полностью проект он построить не готов - не хватает знаний, они все какие-то очень поверхностные.


Нужно понимание рынка, понимание материалов, понимание требований заказчика, понимание конструкций. Эти знания обычно получают, когда уже идут работать в какие-то архитектурные мастерские. Там и начинается реальное обучение.

Что касается дополнительного обучения, то мы с 2005 года организуем фестиваль «Города», в рамках которого стараемся заполнить часть пробелов в архитектурном образовании. Во всех европейских вузах очень распространена практика работы с материалами, и сам процесс проектирования и обучения более жизненный и больше привязан к реалиям. Нормальной практикой в западном образовании считается строительство учебных проектов в натуральную величину - то есть студент может участвовать в строительстве дома еще на первых курсах. На мой взгляд, это очень важно для архитектора. Если ты своими руками построил дом, совершенно по-другому начинаешь воспринимать то, что ты проектируешь. Мы то же пытаемся сделать и в России - даем возможность архитекторам реализовать свои проекты «от» и «до».

Этой зимой мы проводим фестиваль в парке искусств «Музеон», где будет построен 21 «микродом» - функциональные эксплуатируемые объекты площадью от 5 до 15 квадратных метров. По сути, это задание на дом-комнату. Каждый участник должен понять на этом проекте, как устроен пирог стен, как работает тот или иной материал, что такое энергоэффективность и как банально сделать так, чтобы в доме было тепло. Какие-то примитивные вещи, которым как раз в МАрхИ не учат. Микродома будут строиться зимой в непростых условиях, а потом полгода они будут функционировать как общественные и жилые здания. Все это время мы будем их тестировать - оценивать по тем критериям, которые на западе уже давно стали нормой, а в России практически не используются. В российской практике такое делается впервые.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Не берусь судить про высокооплачиваемость, но по ощущениям это небольшие проекты, которые ближе к конкретным заказчикам, материалам и строителям. В большой архитектуре намного сложнее сделать имя и строить крупные общественные или жилые здания. Это удается единицам. А интерьеры, квартиры, коттеджи проектируют все кому не лень. У меня ощущение, что денег там больше, но насколько это способно приносить творческое удовлетворение - каждый уже решает сам.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Я никогда не искал работу за границей. Но, насколько я знаю, за границей с нашим образованием принимают на работу неохотно.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Помню, еще до поступления в институт я был с родителями на какой-то архитектурной тусовке. И там присутствовал уже состоявшийся архитектор, но сильно подвыпивший. И когда он узнал, что у меня есть планы на эту профессию, то сказал: «Вань, если хочешь стать таким же, как я, иди в архитектурный».

Ну, а если серьезно, то профессия интересная, надо идти и пробовать. Все архитекторы любят свою работу, и есть за что любить. Когда ты что-то построил и тебе удалось реализовать свои творческие планы, ты получаешь удовлетворение. И это самое главное. Никогда не нужно идти на компромиссы и на уступки, надо выдерживать давление со всех сторон, отстаивать свою позицию, держать качество архитектуры и отвечать за свои действия.

Я не берусь давать каких-то универсальных рецептов, но надо понимать, что архитектура - это не просто рисование эскизов и гуляние по стройке с важным видом. Это тяжелая работа и часто ненормированный график без сна и отдыха. Любой архитектурный проект - это сложнейший механизм. Человеку, который не готов к долгой скрупулезной работе, будет тяжело.

Данир Сафиуллин: «Надо любить жизнь, людей, их жилище»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

В далеком детстве в городе Буинск под Казанью я закончил художественную школу. Я с детства очень любил рисовать. Когда встал вопрос о выборе профессии, я понял, что поблизости нет ни одного художественного вуза, лишь архитектурный в Казани. Он опосредованно, но все же был связан с рисованием. Туда я и решил поступить. А вообще я тогда об архитектуре знал очень мало. Уже в процессе я понял, что это за профессия и чем занимаются архитекторы. Надо сказать, меня это очень сильно заинтересовало.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Надо любить жизнь, людей, их жилище. Без этого сложно проектировать дома и интерьеры. Чтобы создать комфортное жилье, надо иметь любовь к самому процессу и тогда все получится.

Я понял, что правильно выбрал профессию в институте. Осознал, что без архитектуры мне уже не интересно. Мне кажется, что в любом возрасте можно начинать проектировать и есть много примеров, когда люди уже в преклонном возрасте начинали заниматься архитектурой и продолжали этим заниматься до самого конца.

Насколько мне известно, швейцарский архитектор Петер Цумтор вначале был мебельщиком, плотником и только потом стал проектировать и строить дома. К этой профессии можно прийти по-разному и в разном возрасте.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
В основном все сильные российские архитекторы - это выходцы из МАрхИ. Есть приличные школы архитектурного образования в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани. При этом очень талантливые архитекторы и интересные проектировщики добиваются успеха в своей карьере и становятся звездами архитектуры независимо от школы, благодаря своим личным качествам.

Минус российского образования в его негибком и устаревшем подходе. Мы до сих пор руководствуемся СНиПами - нормами и правилами строительства, которые пришли к нам еще из советских времен. Они очень сильно ограничивают архитекторов в действиях. К примеру, возьмем классическое дерево: мы по ограничению СНиПа не можем его применять в малоэтажных общественных зданиях, потому что это запрещено.

И к слову, об иностранных подходах к обучению. Помню, по обмену к нам приезжали из Швейцарии группы архитекторов и у нас был совместный урок быстрого проектирования на определенную тему. У них была всего лишь одна картинка какого-нибудь интерьера, и они могли рассказать по ней всю концепцию: как это будет выглядеть, каков замысел. У нас же были планы, разрезы, фасады, все по шаблону, как правильно учили. У них больше свободы мысли. Что касается зарубежного образования в целом, то тут у меня нет однозначного ответа. Чтобы выбрать для себя какую-то определенную школу, нужно пробовать, если есть возможность. Нужно смотреть, что ближе.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Они нужны всегда и постоянно. Мир не стоит на месте, все время появляются новые материалы, новые технологии. Все это увеличивает пространство для творчества в архитектуре и строительстве. Получать и искать эти знания нужно самому. Если раньше было сложно найти эту информацию, то сейчас в современном мире это не проблема.

В Москве открываются различные архитектурные школы: институт «Стрелка», МАРШ, Британская школа дизайна. У всех разные методы обучения и свои особенности. Студент может параллельно учиться иным подходам.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Наверное, нужно искать заработок там, где есть частный капитал. Государство очень скромно оплачивает градостроительные проекты, плюс законодательные базы очень сильно ограничивают нормами. Поэтому выгодно работать с частными инвесторами и, скорее всего, в области общественных сооружений: культурных и досуговых объектов. Еще есть сфера частного интерьера, когда заказчик и инвестор вкладываются во внутреннее пространство - свой дом, офис.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Сложно везде. Но преимущество работы в России - это большая территория и большие потребности: много городов, поселков, а значит больше работы. Если говорить о Европе, то там очень большая плотность и уже практически негде строить, поэтому сильная конкуренция. Уезжать не так уж и легко. Если человек едет не ради большого заработка, а хочет получить некий новый опыт в архитектуре и творчестве, то он может поехать в Европу, в Японию. А если он хочет заработать денег, то надо ехать в те страны, где ведется масштабное строительство: Арабские Эмираты, Китай, Казахстан. Все зависит от конкретных потребностей.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Нужно интересоваться наукой, культурой, образованием и иметь познания во всех этих областях. Нужно постоянно развиваться и познавать. И самое главное - нужно уметь видеть будущее и конечный результата своей работы: каким будет объект через десять лет.

Сергей Чобан: «Главная цель - найти свою философию»


1. Когда вы решили стать архитектором и как им стали?

Я учился на графическом отделении в художественной школе имени Бориса Иогансона при Академии художеств СССР, тогда еще в Ленинграде. Это была одна из двух школ в городе, которая готовила будущих художников в рамках лицея. Всегда интересовался архитектурой через рисунок: делал много рисунков, пейзажей со зданиями, мне была очень интересна и петербургская архитектура, и архитектура, например, Древнего Новгорода. И тем не менее, я целенаправленно хотел стать художником-графиком.

А потом случилась довольно странная вещь, которая и определила мою дальнейшую судьбу. Я проиллюстрировал книгу автора, который был в Советском Союзе запрещен. Это не было каким-то сознательным выступлением - чистая случайность: нашел книгу на даче, она меня поразила, и я ее проиллюстрировал. Мои работы очень понравились и попали на полугодовую выставку. Пришли люди из Академии художеств, увидели, на какую тему иллюстрации, и мне любезно сказали, что на «идеологический» факультет лучше документы не подавать и что единственная возможность для меня - это архитектурный. Мне сказали: «Ты хорошо занимаешься математикой, физикой, у тебя хороший рисунок, ты хорошо рисуешь здания, так делай это». И вот так, не желая того, я поступил на архитектурный факультет.

Сегодня с расстояния тех изменений, которые произошли в Советском Союзе, а потом в России, я могу сказать: как хорошо, что я не стал художником. То, что сейчас происходит в искусстве, я никогда не понял бы и не смог бы в этом направлении двигаться. Поэтому в то время для меня это было несчастьем, которое привело к счастливой развязке. Я поступил в Академию художеств на архитектурный факультет, оказался в этом замечательном входном вестибюле академии, и меня захватила эта атмосфера.

2. Какими качествами должен обладать человек, который хочет состояться в профессии архитектора и стать востребованным? Как ему понять, что он правильно выбрал профессию? Есть ли какие-то возрастные ограничения, после которых начинать уже поздно?
Нужна довольно быстрая реакция. Зачастую ты должен принимать решения в сжатых во времени обстоятельствах. В рамках одного разговора ты не всегда можешь сказать: я должен подумать, я должен с кем-то посовещаться. Если ты хочешь быть лидером, архитектором, который какие-то вещи привносит в жизнь, ты должен быстро уметь принимать решения, за которые тебе потом не будет стыдно. Должна быть реактивность в дискуссии с коллегами, с сотрудниками, с заказчиком, с властями. Вторая важная часть - это лидерские качества и умение брать на себя ответственность за эти принятые решения, умение реализовывать их потом в работе с коллегами и сотрудниками. Но это скорее инструменты.

А главное – это некое свое видение архитектуры, города. Это цель, к которой ты движешься всю жизнь и, наверное, никогда ее в идеале не достигаешь. Это некий путь к себе. Осознать: а какой город нравится тебе, а в каком городе ты сам хочешь жить, в каком здании и как архитектурными средствами твои замыслы воплотить. Главная цель - найти свою философию в этом огромном мире архитектуры и архитекторов.

Понять, насколько человек обладает быстрой реакции, задатками лидера и другими механизмами воплощения своих идей, можно, думаю, на последних курсах обучения. А вот уйти от подражания и невольного повторения того, что уже делают другие, найти свой мир для этой реализации и найти свое собственное «я» - это процесс длительный. По этому пути нужно двигаться долго, и очень поздний возраст может привести к каким-то результатам. В тридцать, в сорок и в пятьдесят можно понять - что именно ты хотел сказать в этой профессии.

3. Какие учебные заведения в России и за границей готовят сильных архитекторов? Есть ли у российского архитектурного образования свои особенности, плюсы и минусы? В чем они проявляются?
Мой опыт подсказывает, что в Европе это Швейцария. В Цюрихе техническая высшая школа, безусловно, одно из лучших учреждений. Если говорить о Германии, то это Брауншвейг или Ахен - два университета, которые готовят хороших специалистов.

Что касается России, то, на мой взгляд, образование МАрхИ по-прежнему лидирующее, и у нас в офисе много выпускников этого вуза, которые это подтверждают. В Санкт-Петербурге лидерство поделено на две равные половинки между архитектурным факультетом института Репина и инженерно-строительным университетом.

Мне кажется, что основу все равно задает сочетание учебы, практики и тот профессор, с которым ты непосредственно общаешься. Редко студент может добиться успеха, самостоятельно работая над собой. Все-таки нужен спарринг-партнер, наставник, с которым ты проговариваешь все свои идеи. Он должен раскрыть необходимые качества, не пытаться эти качества заглушить или наоборот вытащить на свет божий слишком рано. Мне очень повезло с моими профессорами. Но образование сегодня складывается не только из университета, а и из работы в фирмах, в частных компаниях архитекторов. Из той практики, которую молодой архитектор получает еще на стадии обучения, работая в частных компаниях.

Что касается сильных и слабых сторон, то я не вижу никаких преимуществ или недостатков российского и зарубежного образования друг перед другом. В какой-то момент мне казалось, что техническая сторона лучше на Западе, а в России мне нравилась рисовальная подготовка. Сегодня все смешалось, потому что многие вещи делаются студентами в компьютере, начиная от идеи и заканчивая проектированием. Более технические познания современных конструкций происходят на уровне глобального обмена информацией через интернет, через различные публикации. Все технологии примерно известны. Сказать, что рисование рукой является гигантским преимуществом, я тоже не могу. Скорее это некая гимнастика, которую можно заменить другой. Рисовать очень хорошо, например, как рисую я, - задача очень индивидуальная, и ни один институт привить это не в состоянии.

4. Помимо обязательно учебной программы нужны ли какие-то дополнительные знания и навыки? Где и как их можно получить?
Это даже не назовешь знаниями или умениями. Должно быть два основных обстоятельства, которые, на мой взгляд, необходимы архитектору: это хорошее здоровье и знание языков. Я считаю не лишним знание математики, как глобальной гимнастики для мозга. Такая тренировка позволяет грамотно и четко излагать мысли.

5. Какие области архитектуры можно назвать наиболее перспективными, востребованными и высокооплачиваемыми?
Сегодня востребованы все области. В России идет активное строительство всего чего угодно: университеты, музеи, театры, я уж не говорю об офисных, жилых и торговых зданиях. Другое дело, что все всех областях нужно повышать качество того, что делается, оно не достигло того уровня, который можно было бы считать среднеевропейским.

6. Что легче: найти интересную и хорошо оплачиваемую работу архитектора в России или уехать работать за границу? Если второе, то куда именно?
Если говорить о выпускнике, который ищет работу как сотрудник, то при наличии знания иностранных языков, определенных способностей и знания всех механизмов, включая компьютерную программу, шансы равны. У меня есть большой офис в Германии, в котором, кстати, работают, в том числе и выпускники МАрхИ. Найти работу нашему выпускнику в берлинском офисе вполне возможно при наличии разрешения на пребывания и других формальностей, которые существуют.

Если вы самостоятельный архитектор, то, конечно же, рынок на Западе более жесткий и найти заказ там гораздо сложнее. Сделать имя сложно всегда. Это больше, чем просто получить заказ. Это получить десятки заказов и подтвердить решением этих задач, что ты являешься специалистом необходимого уровня. Это всегда тяжело, и иностранцу во много раз тяжелей, чем человеку, который говорит на родном языке этой страны.

И если есть желание попробовать свои силы за пределами России, то лучше обратить внимание на страны, где более стабильная экономика, причем стабильная не только в пункте «сейчас». В какой-то момент Испания была очень интересна, но теперь мы видим, что там происходит. Если говорить о стабильных странах, то это Германия, Голландия, Англия и Америка.

7. Что бы вы посоветовали человеку, молодому или не очень, который вдруг захотел стать архитектором?
Если кто-то просто задумывается, не приложив к этому никаких усилий: не обучаясь в художественной школе, не находясь в детской архитектурной школе, не поработав ни с объемом, ни с плоскостью, не попытавшись перевести свою мысль в некое изобразительное начало; если это желание абсолютно абстрактное, из серии «нравится профессия архитектора, а еще вчера нравилась профессия врача» - в этом случае, наверное, лучше все еще раз взвесить и не рисковать. Потом может быть большое разочарование. Когда я заканчивал институт, у нас каждый курс был более 50 человек, но сегодня занимаются архитектурой очень немногие.

Если желание пойти в эту профессию связано с тем, что человек с детства много конструировал и макетировал, постоянно выстраивал объемы, много рисовал здания, если замечал здания на улице и отдавал себе отчет в том, почему одно здание нравится, а другое нет; если мозг вращается вокруг строения как такового, то есть вероятность, что это - твое.

Многих молодых людей интересует вопрос о том, как стать архитектором. Это престижная и высокооплачиваемая профессия, а хорошие специалисты всегда востребованы. Тем не менее стать грамотным архитектором - непростая задача, которая требует длительного обучения и титанических усилий.

История профессии

Если задуматься о том, сколько сотен и тысяч лет существуют египетские пирамиды, древние храмы и прочие сооружения, можно сделать вывод, что архитектор - это одна из самых древних профессий. Одно из самых известных имен тех времен - Имхотеп.

В эпоху Возрождения профессия архитектора становится особенно популярной и престижной. Поскольку центром развития искусства была Италия, именно в этой стране было сосредоточено наибольшее количество талантливых специалистов.

С развитием науки, техники и промышленности круг обязанностей архитектора несколько сузился. Сегодня его главной функцией является проектирование. Тем не менее он вправе контролировать процесс постройки и отделки.

Почему стоит выбрать профессию архитектора

Стать известным архитектором - это мечта многих молодых людей. На то есть несколько существенных причин:

  • архитектура - это не просто сфера деятельности, а стиль жизни; хорошие специалисты пользуются уважением в обществе;
  • учитывая, что архитектура не стоит на месте, вы тоже будете постоянно развиваться;
  • специалист имеет возможность выражать свои мысли, перенося их на проекты;
  • возможность работать самостоятельно без начальства и подчиненных;
  • результат длительной и кропотливой работы можно не просто видеть, но еще и осязать;
  • хорошими проектами архитекторы улучшают жизнь людей; несмотря на необходимость строго следовать нормам, всегда есть простор для экспериментов и новшеств;
  • хороший архитектор всегда востребован (даже находясь на пенсии);
  • возможность работать во многих сферах деятельности - от строительства небольших жилых домов до крупных промышленных объектов.

​Что нужно знать, чтобы стать архитектором

Для того чтобы проектировать красивые и надежные здания, важно не только образование, но также и врожденный талант. Тем не менее без определенной теоретической базы также невозможно стать хорошим специалистом. Что нужно знать, чтобы стать архитектором?

Вот основные моменты:

  • компьютерные программы проектирования;
  • основные расчетные формулы;
  • основы экологических и геодезических норм, а также построение карт;
  • составление и прочтение технической документации;
  • строительные нормы.

​Должностные обязанности

Задаваясь вопросом о том, как стать архитектором, нужно прежде всего разобраться в сущности профессии. Так, в обязанности специалиста входит следующий перечень задач:

  • построение чертежей, составление смет, изготовление макетов, а также разработка прочей документации, которая касается здания;
  • проектирование объекта, строительство которого планируется;
  • осуществление непрерывного надзора за процессом возведения здания с целью определения его соответствия проектной документации;
  • принятие решений в случае выявления каких-либо отклонений;
  • контакты с заказчиками проектов и поставщиками материалов.

​Основные требования к претендентам на должность

Тем, кто ищет ответ на вопрос о том, как стать архитектором, полезно будет узнать о том, какие требования выдвигаются к претендентам на должность. Так, если речь идет о солидной компании, то важно обладать следующими характеристиками:

  • высшее образование по соответствующему профилю;
  • опыт работы на аналогичной должности не менее двух лет;
  • свободное владение популярными компьютерными программами проектирования и моделирования;
  • знание документооборота и умение правильно оформлять бумаги;
  • знание иностранных языков (если фирма работает с иностранными контрагентами);
  • знание последних тенденций в области строительных материалов.

Где получить образование

От молодых людей достаточно часто можно услышать фразу: "Хочу стать архитектором!" Естественно, для этого нужно получить соответствующее образование. Стоит учитывать, что при поступлении в вуз необходимо обладать определенными навыками рисования и черчения, которые просто невозможно получить в рамках школьной программы. Поэтому вопросом подготовки стоит озаботиться заранее. Это самый верный способ стать архитектором. Сколько лет займет обучение? В институте вам придется провести 5-6 лет. Но хороший архитектор учится и самосовершенствуется всю жизнь.

Конечно, наибольшие шансы на поступление у тех, кто с детства занимается в художественной школе. Тем не менее, если у вас есть природные способности и желание, то основами академического рисунка вполне можно овладеть в течение 1-2 лет. Стоит обратить особое внимание на изображение натюрмортов и гипсовых натур (эти задания наиболее часто встречаются при поступлении). Также стоит подтянуть с репетитором черчение.

Обычно конкурс на специальность архитектора в вузах достаточно большой. Естественно, далеко не каждый сможет получить заветное место. Но это не повод отчаиваться, ведь есть еще училища и техникумы, где обучают данной специальности. Кроме того, с дипломом о среднем образовании также можно поступить в институт. Конечно, обучение затянется, но это реальный шанс, которым можно воспользоваться.

Немногие знают, что вполне можно стать архитектором и без специального образования. Так, вы можете устроиться в строительное или дизайнерское бюро, где будете одновременно получать зарплату и получать необходимые для дальнейшего карьерного роста знания и опыт. Примерно через 10 лет вы сможете получить соответствующую лицензию. Главное - это талант и желание.

Профильные предметы

Многих молодых людей интересует вопрос о том, какие предметы нужно знать, чтобы стать архитектором. Конечно, перечень может несколько отличаться в зависимости от того, какой вуз вы выберете. Тем не менее стандартный набор дисциплин выглядит следующим образом:

  • русский язык и литература (стандартный экзамен для поступления в любой вуз);
  • математика (очень важный предмет для архитектора, но руководство некоторых заведений заменяет его историей, считая, что творческий потенциал важнее, чем точные науки);
  • творческий экзамен (включает в себя задания по черчению, композиции и рисованию).

​Как стать хорошим архитектором

Важно не просто получить образование архитектора, а стать хорошим и востребованным специалистом. Эта задача требует титанических усилий. Поэтому, если вы твердо решили: "Стану архитектором!", необходимо предпринять следующее:

  • Внимательно подходите к выбору учебного заведения. Нужно делать это не по принципу "куда возьмут", а "где лучше учат". Пообщайтесь с нынешними студентами или выпускниками разных вузов, а также постарайтесь добыть информацию о программах обучения и сравнить их между собой.
  • Заранее готовьтесь к поступлению. Примерно за два года до окончания школы нужно стоит начинать углубленно заниматься рисованием и черчением. Можно нанять репетитора, но лучше всего будет записаться на подготовительные курсы при вузе.
  • Начинайте работать еще будучи студентом. Так вы получите неоценимый опыт, который, будучи помноженным на фундаментальные теоретические знания, сделает вас ценным специалистом.
  • Многие амбициозные выпускники стремятся открыть собственное архитектурное бюро сразу же после получения диплома. Это ошибочный шаг. Будет намного лучше, если первые несколько лет вы поработаете под началом опытного архитектора, от которого сможете перенять опыт управленческой работы.
  • Выработайте свой стиль. Это вполне можно сделать, внимательно изучая работы известных мастеров.
  • Не пропускайте ни одного фестиваля, выставки и прочих мероприятий, где вы сможете проявить себя. Даже если у вас нет наработок, чтобы показать свое мастерство, непременно посетите такое мероприятие, чтобы ознакомиться с последними тенденциями в области архитектуры.

​Что мешает быть хорошим архитектором

Думая о том, как стать хорошим архитектором, стоит знать не только о тех вещах, которые способствуют, но также и о тех, которые мешают достижению поставленной цели. Ко второй категории стоит отнести следующее:

  • Поиск легких путей. Даже если у вас прирожденный талант к рисованию и черчению, это вовсе не значит, что диплом архитектора и высокооплачиваемая работа у вас в кармане. Для достижения цели нужно усердно трудиться и стремиться к новым знаниям.
  • Мечта о высокой зарплате. Нужно понимать, что "цена" архитектора повышается с опытом. Порой, проходит не один год, прежде чем специалист заработает себе имя и хорошую репутацию.
  • Впечатлительность и ранимость. Эти качества - одни из главных врагов архитектора. Будьте готовы к тому, что ваши профессиональные качества и проекты будут подвергаться жесткой критике со стороны заказчиков и руководства.

​Личные качества хорошего архитектора

Что нужно, чтобы стать архитектором? В первую очередь это врожденные способности и личные качества, которые станут вам опорой в процессе освоения профессии. Так, хороший архитектор должен обладать следующими характеристиками:

  • Творческий потенциал. Его нельзя отождествлять с банальным умением рисовать. Карандаши, маркеры, краски и прочее - это всего лишь инструменты, которые помогут вам отразить оригинальные и нестандартные идеи.
  • Пространственное мышление. Это очень важное качество для архитектора, ведь он должен создавать не просто плоскую картинку, а представлять объемные образы. К счастью, если у вас нет этого качества от природы, его вполне можно развить.
  • Обостренное чувство ответственности. Поскольку архитектор создает не простые объекты, а те, в которых будут проводить время люди, он должен заботиться не только об эстетике и комфорте, но также и о безопасности.
  • Усидчивость. Для того чтобы сделать хороший проект, придется не один час просидеть над ватманом.
  • Чувство вкуса. Это качество просто обязательно архитектору, который хочет заниматься креативными проектами, а не типовыми зданиями.
  • Наблюдательность.
  • Хороший архитектор должен замечать все детали уже существующих объектов, чтобы не повторяться и создавать что-то новое и необычное. Хорошая зрительная память, которая значительно облегчит вашу работу над проектом.

​Современное положение дел в отрасли

К сожалению, на данный момент отечественная архитектура переживает не лучшие времена. Не только квалифицированные специалисты, но также и простые люди отмечают, что современные сооружения бывают безвкусными и даже безобразными. В то же время подлинные памятники архитектуры разрушаются под воздействием времени и человеческого фактора.

Если говорить о рынке труда, то здесь ситуация также обстоит не лучшим образом. Получить хорошую высокооплачиваемую работу не так уж и просто, ведь конкуренция в этой сфере огромная. Тем не менее любому кризису свойственно заканчиваться. Вполне возможно, что новое поколение молодых специалистов выведет отечественную архитектуру на принципиально новый уровень.

Выводы

Архитектор - это одна из самых престижных профессий, история которой насчитывает несколько тысячелетий. Она дает не только хорошее материальное положение, но также высокий статус и уважение в обществе. Именно поэтому многих интересует вопрос о том, как стать архитектором. Безусловно, для этого нужен прирожденный талант, но без усердной работы стать хорошим специалистом у вас не получится. Нужно постоянно учиться, самосовершенствоваться и браться за любую работу, чтобы приобрести бесценный опыт. Будьте готовы к тому, что у вас могут уйти годы обучения и работы на то, чтобы стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом.

Какие предметы нужно сдавать на архитектора? Этот вопрос интересует многих выпускников российских школ. Ведь профессия эта престижная, высокооплачиваемая и интересная, потому что напрямую связана с творчеством. Если вы чувствуете в себе силы и уверенность, то обязательно испытайте свою судьбу в этой специальности. Хорошие архитекторы - штучный товар на современном рынке труда. Так что вы гарантированно найдете работу своей мечты.

Профессия - архитектор

По своей профессии архитекторы тесно связаны со строителями. Поэтому ответы навопрос о том, какие предметы нужно сдавать на архитектора и строителя, часто совпадают. Ведь для того чтобы построить качественное здание, не обойтись без грамотного проектирования. Также необходим проект планировки и интересные интерьерные решения. Все эти вопросы может решить архитектор. Это одна из старейших высококвалифицированных профессий, которой уже десятки веков.

Еще тысячи лет назад архитектор зданий и дворцов, мостов и церквей был желанным гостем в каждом образованном городе. Лучшие образцы древней архитектуры мы можем наблюдать и сегодня.

Как раньше становились архитекторами?

В прошлые века для того, чтобы стать архитектором, приходилось потратить порой не одно десятилетие. Сначала нужно было сдавать непростые экзамены, затем освоить искусство владения основными навыками приготовления смесей и красок, знать основы зодчества. На это уходило много лет, зато в конечном счете получались первоклассные специалисты.

А ведь еще предстояло несколько лет проработать учеником архитектора. Ведь налаженной передачи информации не существовало, поэтому особенностям профессии обучали уже во время работы. В итоге очень небольшое количество людей действительно становились профессионалами.

В современном мире требования к навыкам специалистов существенно изменились. Ведь новыми стали не только методы, но и средства для строительства зданий и сооружений. Сегодня нужно поступить на архитектурный факультет, и через пять-шесть лет вы получите диплом квалифицированного специалиста.

Неизменной остается только цель архитектора - построить первоклассное здание. При этом необходимо максимально эффективно использовать его площадь, а оригинальные дизайнерские идеи не должны оказывать влияние на характеристики.

Архитекторы бывают разные

Как и в большинстве профессий, архитекторы разделяются по специальностям и направлениям. В настоящее время можно выделить несколько основных.

Архитектор-реставратор - в обязанности которого входит работа по восстановлению культурного наследия. Ландшафтный архитектор специализируется на проектировании садовых участков, парков и скверов.

Особая профессия - дизайнер-архитектор. Он отвечает не за столько за проектирование, сколько за интерьер и непосредственно внешний вид здания. Архитектор-градостроитель готовит исключительно большие и масштабные проекты, как правило, это промышленные здания и сооружения, жилые кварталы многоэтажной застройки.

Непосредственно строительными работами руководит главный архитектор.

Личностные качества архитектора

Обязательное условие для студентов, которые мечтают попасть на архитектурный факультет, - творческий подход к работе. Без креатива в этой профессии не обойтись. Также важно уметь четко формулировать свою идею и доносить ее до окружающих.

Обязательная способность профессионального архитектора - развитое пространственное мышление. Только в этом случае выполнять проекты будет просто, а работа начнет приносить удовольствие.

Не обойтись и без креативности. Оригинальный и нестандартный подход к решению проблемы приветствуется на этой работа. Также важно правильно организовать пространство вокруг себя. Ведь, помимо творческой составляющей, важно выдерживать установленные сроки и не срывать сроки выполнения заказов.

Успех в этой профессии вам обеспечат чувство вкуса и стиля.

Обязательные экзамены

Для того чтобы осознать, какие предметы нужно сдавать на архитектора, вам требуется окончательно определиться с конкретной специальностью. В наши дни самыми популярными считаются факультеты "Архитектура" и "Общий дизайн".

В первом случае ваша будущая профессия будет тесно связана со строительством, во втором большее внимание будет уделяться культурным и эстетическим аспектам в проектировании.

Если вы выберете архитектурный университет по специальности архитектора интерьеров или ландшафтов, то на вступительных экзаменах от вас потребуется сдать русский язык, историю России, литературу и пройти творческий конкурс. Последнему предмету уделяется наибольшее внимание при приеме абитуриентов. В творческий конкурс на этой специальность включают рисунок, композицию и черчение.

Для того чтобы освоить специальность реставратора, специалиста общего профиля или реконструктора, понадобится сдать несколько иной перечень предметов. Помимо уже привычных истории России и русского языка, это будет математика. Этот предмет на данной специальности считается профильным. Творческий конкурс будет включать в себя рисунок, композицию и черчение.

После окончания вуза вы можете рассчитывать сразу получить должность помощника архитектора. Это даст вам неплохие стартовые позиции для того, чтобы в полной мере усвоить особенности этой профессии. Правда, есть шанс сразу же получить в работу самостоятельный проект. В этой сфере нет возрастного ценза и часто работодатель делает свой выбор, основываясь не на опыте, а на вашем портфолио.

Как построить карьеру?

Специальность "архитектор" дает практически неограниченные возможности для формирования собственной карьеры. Начав с работы помощника, уже через шесть-семь лет, при должном старании и усердии, вы можете занять пост главного архитектора. В этой профессии чрезвычайно развиты вертикальные карьерные лифты.

Причем часто руководителями проектов становятся специалисты, не имеющие профильного образования. Например, инженеры или технологи. Это смежные специальности, так что, пройдя дополнительные курсы повышения квалификации, они вполне могут занять пост архитектора.

Выгодна эта профессия и в финансовом плане. Как правило, архитекторы получают достаточно, чтобы обеспечить себя и своих близких. Конкретные суммы, конечно, зависят от региона, в котором вам предстоит работать, а также конкретной специализации.

Архитектурные вузы

Чтобы стать первоклассным специалистом, важно выбрать престижный архитектурный университет. Одним из ведущих в стране считается Московский архитектурный институт. На рынке образования он с 1933 года.

Это один из немногих российских вузов, аккредитованный многими зарубежными архитектурными и художественными высшими учебными заведениями. Например, Британской академией архитекторов. Студентами МАРХИ являются около полутора тысяч будущих специалистов.

Здесь можно получить не только высшее образование, но и поступить в аспирантуру. Научный совет вуза присваивает степень кандидата архитектуры.

Архитекторы из города на Неве

Высококлассное образование дает и Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Архитектурный факультет здесь работает с 1830 года. Он один из старейших в России.

Архитектура и строительство - две специальности, которые тесно взаимосвязаны, именно из этого вуза выходят лучшие работники этих сфер.

Большое внимание уделяется современным компьютерным программам, связанным с архитектурой. Когда встает вопрос о том, где учиться на архитектора, многие выбирают питерский вуз.

Только на этом факультете обучаются более тысячи студентов, среди которых не только россияне, но и китайцы, вьетнамцы, жители африканских государств - Марокко, Туниса и Мали. Здесь оборудованы специальные учебные мастерские, рисовальные классы, кабинеты для занятия литографией.

Здесь вы сможете освоить такие интереснейшие направления, как архитектура и строительство, получить работу в сфере реконструкции общественных зданий, проектировании городской среды, эксплуатации инженерной инфраструктуры.

Институт имени Сурикова

Еще один факультет архитектуры, выпускающий первоклассных специалистов, работает в Московском государственном академическом художественном институте имени Сурикова.

Какие предметы нужно сдавать на архитектора в этом вузе? Их перечень практически не отличается. Это русский язык, история, математика и творческий конкурс. Вуз особенно славится выпуском креативных специалистов, которые покоряют будущих заказчиков своими оригинальными проектами.

Подходящие образовательные специальности: Архитектура
Ключевые предметы: Математика; русский язык; вступительное испытание.

Стоимость обучения (средняя по России): 400000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года бакалавриата.

Архитектура — тоже летопись мира, она говорит тогда, когда молчат и песни и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Н.В. Гоголь

(от др.-греч. αρχι - главный, старший и др.-греч. τ?κτων - плотник, строитель) — специалист, осуществляющий архитектурное проектирование, включая разработку объемно-планировочных и интерьерных решений. Архитектурное проектирование - это организация архитектурной среды, включающее в себя проектирование зданий, в том числе разработку интерьерных и объемно-планировочных решений.

Профессия архитектор тесно связана со строительством, поэтому эта профессия является одной из самых древних. Во всем мире существует множество уникальных дворцов, храмов, ратушей, жилых зданий, мостов, построенных в различных архитектурных стилях. По этим стилям мы можем определить эпоху строительства, нравы жителей городов, их традиции или достаток. Красота той или иной постройки может вызывать у людей определенные чувства и настроение. Это и делает архитектуру искусством, в котором каждый архитектор общается со зрителями через свои творения, передает своё настроение, свои мысли и идеи.

Каждому этапу развития человечества присуще возникновение определенного архитектурного стиля. Архитектурные памятники способны сообщить историкам не меньше, чем сохранившиеся пергаменты или летописи. Цивилизации древности оставили после себя величайшие архитектурные творения: пирамиды в Египте, Великая Китайская стена, Колизей и таких примеров можно привести множество. Архитектурой Древней Руси (древнерусской архитектурой) принято считать период русского искусства со времени образования Киевского государства и до реформ Петра I (с IX до XVII вв.).

Технический прогресс не стоит на месте, технологии строительства постоянно усложняются, а вместе с ними и профессия архитектора. Задачи, которые ставятся перед архитекторами, изменяются, и компетенция современного специалиста определяется более четко, нежели раньше. Но основная цель остается неизменной - получить архитектурное строение, оптимально сочетающее безопасность, рациональное и эффективное использование площади, а также особенности оригинальной и уникальной дизайнерской идеи.

Виды профессиональных архитекторов (в общем смысле) в зависимости от рода деятельности:

  • архитектор (в узком смысле) занимается разработкой концепции, проектной документации и чертежей на строительство (в архитектурной части), осуществляет авторский контроль над реализацией проекта;
  • главный архитектор проекта осуществляет общее управление строительными процессами;
  • архитектор-градостроитель выполняет проектирование городских районов или крупных комплексов, разрабатывает градостроительную документацию и генеральные планы населенных пунктов;
  • ландшафтный архитектор занимается созданием проектов разбивки парков, садов, приусадебных участков
  • главный архитектор города или района - муниципальный служащий, обеспечивающий разработку и контроль над исполнением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
  • архитекторы-реставраторы восстанавливают памятники архитектуры

историки и теоретики архитектуры осуществляют научную или преподавательскую деятельность в области архитектуры.

Профессия архитектора творческая и считается относительно свободной, то есть архитектор в своей работе независим и опирается только на свои личные представления о красоте. Ограничениями могут являться лишь объективные условия о прочности, безопасности и пользе, а также предпочтения и желания заказчика.

Необходимые профессиональные навыки и знания

  • знание строительных норм и правил (СНиП), ГОСТов;
  • навык самостоятельной разработки основных конструкционных решений, необходимой рабочей документации, архитектурных чертежей;
  • знание систем автоматизированного проектирования (AutoCad, Autodesk, Graphisoft ArchiCAD);
  • знание методов проектирования и проведения расчетов;
  • владение основами картографии, геодезии, экологии;
  • наличие развитого эстетического и художественного вкуса;
  • наличие художественных навыков в области рисунка, графики, композиции;
  • наличие математических и аналитических способностей, конструкторских способностей.

Личные качества

  • творческие способности;
  • развитое пространственное мышление;
  • ответственность, бдительность;
  • организаторские способности;
  • оригинальность, находчивость, креативность;
  • реалистичность;
  • чувство гармонии, вкуса и стиля;
  • наблюдательность;
  • хорошая память;
  • коммуникабельность;
  • пунктуальность, тактичность.

Место работы

  • проектные институты;
  • научно-исследовательские институты и учреждения;
  • архитектурно-строительные компании;
  • дизайнерские студии и бюро;
  • архитектурные мастерские, студии;
  • реставрационные мастерские;
  • мебельные магазины, салоны;
  • государственные организации (территориальные управления по архитектуре и градостроительству);
  • образовательные учреждения;
  • архитектурные памятники;
  • частная практика.

Зарплата и карьера

Карьера в архитектурной среде обычно начинается с помощника архитектора или работы в команде архитекторов. Далее при большом желании, достаточном опыте и наличии таланта примерно лет за 5-7 возможно стать главным архитектором. Так же, работая помощником архитектора в скором времени можно стать, например, ведущим специалистом. Часто в архитектурную профессию приходят специалисты, связанные со строительством (инженеры, технологи). После успешного завершения курсов повышения квалификации они получают новую специальность.

В настоящее время в архитектуре нет малооплачиваемых специальностей, квалифицированные специалисты получают достаточно много, хотя надо понимать, что работники государственных учреждений получают все же меньше, чем специалисты частных компаний. Но в любом случае не обязательно стремиться стать популярным архитектором и гнаться за грандиозными сооружениями, можно заниматься исследовательской деятельностью, малыми архитектурными формами, преподаванием. И если архитектура - это ваше призвание, то вы обязательно станете успешным и будете получать хорошие гонорары, а может даже получите Притцкеровскую премию (аналог Нобелевской, только за достижения в области архитектуры).

Средняя зарплата архитектора по России составляет от 25 000 до 30 000 рублей.

В Москве молодые специалисты получают обычно от 30 000 до 50 000 рублей, в то время как зарплата опытного архитектора в среднем начинается от 60 000 рублей. Конечно, эти цифры условны, окончательные суммы зависят от непосредственного места работы, популярности, таланта архитектора.

Обучение

Чтобы найти хорошее место работы, архитектору необходимо иметь высшее профессиональное образование.

Ведущие вузы, готовящие архитекторов:

  • Московский архитектурный институт (МАРХИ);
  • Государственный университет по землеустройству (ГУЗ);
  • Российский университет дружбы народов (РУДН);
  • Московский государственный академический художественный институт им. В.И.сурикова (МГАХИ);
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ).

Где-то полгода назад я написал статейку в небольшой журнал на тему архитектурного образования. Отправил и забыл, так что не знаю ее дальнейшей судьбы, собственно, и не особо интересно. Спустя время, признаю что это далеко не лучший материал для абитуриента, но может кому и понадобится. А профессионалам - так ради праздного интереса. Заранее прошу не корить за ошибки и ляпы.

- кому подходит профессия;

Профессия архитектор охватывает настолько большое поле деятельности, что в ней сможет себя найти почти любой человек. Тут важен вопрос мотивации освоения этой профессии. В двух словах, опишу мотивации, с которыми стоит идти в архитектуру, а с которыми нет. №1 - творческие амбиции, без них делать в архитектуре - нечего. Должно присутствовать желание постоянно создавать что-нибудь новое, причем, самое лучшее. Очень важно желание быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Норманна Фостера, Сантьяго Калатравы, Фрэнка Герри - все они публичные люди. Важно не только желание создать, но и рассказать об этом всему миру. Еще одна мотивация - желание быть разносторонне развитым человеком. Профессия архитектора находится на стыке инженера и художника. Желание «знать все» будет сильно помогать будущему специалисту.

Теперь то, что может сильно помешать. Во-первых, поиск «легкого пути». В архитектуре 5% - талант, а остальное - работа. Это действительно очень тяжелая специальность. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были даже смертельные случаи. Надо быть к этому готовым и не бояться. Во-вторых, желание заработать много денег, и по возможности сразу. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. В начале, он стоит очень дешево, но спустя годы работы - становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки будут, но путь к ним достаточно долгий. В-третьих, излишняя восприимчивость будет сильно мешать в профессии. Количество критики всегда превышает количество похвалы. Особенно в начале пути. Надо уметь все спокойно воспринимать. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, из какого места у него растут руки, какая у него солома в голове, и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу.

Исходя из вышесказанного, думаю, будет не сложно создать портрет человека, кому подходит эта профессия и примерить его на себя.

- краткий обзор вузов;

Выбор вуза для получения архитектурного образования, конечно важен, но не критичен. Специфика учебы на архитектора такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное - преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы вузов и архитектурных факультетов примерно похожи. Единственный большой плюс престижных вузов, как МАрхИ, например, больший шанс встретить отличного преподавателя.

Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Лучший вариант - подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека «с нуля» до сдачи экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если до этого абитуриент нигде не учился рисунку. Преподавателю проще сразу поставить правильную технику, чем исправлять «ошибки школы». Сильно заранее готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы будущий студент «набрал форму» к экзамену и не сильно утомился от многолетней подготовки.

На мой взгляд, самая большая ошибка - попытка поступить в один вуз в течении нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз не дадут никаких знаний в архитектуре. Надо всегда помнить, что цель - стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении - путь к профессии, который может быть более тернистым, чем ожидается.

- как проходит учеба;

Когда я учился в МАрхИ, ходила поговорка: «Вылететь из института намного сложнее, чем поступить». Доля правды в этом есть. Можно, конечно, много говорить о том, что учиться тяжело, бывают конфликты с преподавателями, но получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того - является студент «физиком или лириком». Дело все в том же стыке инженера и художника. Все предметы можно «грубо» разделить на 3 вида: творческие, инженерные и общеобразовательные. Традиционно студенты ходят на творческие предметы - проект, рисунок; время от времени появляются на инженерных - конструкции, сопромат, архитектурная физика; очень редко вспоминают про общеобразовательные предметы - философия, социология. Это плохая традиция. В программе нет случайных предметов. Все знания, которые дает институт, пригодятся в профессии, но в одном случае это очевидно - проект, конструкции, материаловедение; а в другом нет.

Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал 2-3 раза за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодятся в архитектурной практике. Получал свой трояк на зачете и был доволен. Спустя годы, в аспирантуре я проходил курс «философия науки». Только там я увидел, насколько глубоки философские корни в архитектуре и работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение учебников и рвать волосы от досады, что не посещал занятия в институте.

Но, конечно, самый важный предмет - архитектурное проектирование. По сути, все остальные предметы программы служат для продвижения студента в этом предмете. Многие мои коллеги вспоминают институтский проект, как «золотое время». Все потому, что фантазия архитектора ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, занудливых заказчиков, неуступчивых смежников. Это лучшая возможность проявить свой творческий потенциал. Не случайно, при приеме на работу очень часто просят институтские работы. Работая над клубом, музеем, пожарным депо, надо понимать что он для вас, скорее всего, единственный проект на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на проект. Именно тогда закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и «звезды» архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.

- логика карьеры профессионала;

Сейчас подавляющее большинство студентов начинает работать уже на 2-м, 3-м курсе. Я считаю - это хорошо, но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически подготавливает к будущей работе. Но не стоит забывать, что №1 - все равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно - просто, как к возможности попрактиковаться. Заниматься только учебой можно, но судя по практике, у таких студентов если и начинается карьерный рост, то с большим опозданием.

Я уже писал, что поле деятельности архитектора очень велико. Важно настроить себя на то место в архитектуре, где человек будет чувствовать себя наиболее гармонично. Выбрать свою нишу. Совершенно не обязательно стремиться стать успешным и популярным архитектором. Гнаться за большими объектами. Хороший макетчик может зарабатывать намного больше главного архитектора. Можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми архитектурными формами - всем чем угодно, если это «твое». Быть в этой области успешным и зарабатывать достаточно много. Сейчас в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Но в то же время, очень сложно «заработать состояние», занимаясь только архитектурой.

Карьера архитектора может развиваться совершенно в любом направлении, но для успешного развития необходима постоянная работа над собой. Прежде всего - самообразование; активное участие в общественной архитектурной жизни: посещение лекций, семинаров, выставок.

- трудовые будни, взаимодействие с инженерами;

Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов - инженеров, конструкторов. Характер работы нагляднее всего можно рассмотреть на примере. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ - индивидуальный жилой дом (в простом языке - коттедж). Архитектор получает заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект - чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации. На этом, как кажется, работа архитектора заканчивается, но по архитектурному проекту нельзя построить дом. Нужны строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами, или, по крайней мере, консультироваться на этапе архитектурного проектирования. Даже после выполнения всех смежных проектов, работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольших - приезжает человек с чертежами и рулеткой, и с умным видом ходит по стройплощадке. Зачастую, окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства, когда архитектура не на бумаге, а ее можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки очень полезно для понимания всего процесса создания архитектуры. При проектировании и строительстве крупных объектов, все усложняется, но суть остается той же самой.

Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть на работе с 9-ти до 6-ти; можно работать в свободном графике; ездить по объектам, согласующим организациям, смежникам; работать дома как частный архитектор - кому как больше нравится. В архитектурной деятельности, на мой взгляд, самое главное - результат, хорошая архитектура, а как она получилась, не так важно. Можно за 5 минут нарисовать «на коленке», а можно месяцами просиживать у монитора.

- ситуация в профессии сегодня, тенденции.

Сегодня российская архитектура переживает глубочайший кризис. Это признают и профессионалы и обычные люди, которым не безразлично то, что происходит в стране. Под кризисом я подразумеваю следующее: архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразная (достаточно сравнить то, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, очень тяжело идет смена поколений (особенно среди преподавателей вузов).

Профессиональная среда находится тоже в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточные. Хорошие должности в больших организациях достаются родственникам или знакомым, и пробиться через стройные ряды «своих» людей очень сложно даже классному архитектору. В частных мастерских тоже тяжело. Там большая конкуренция и не всегда честная. Работать частным архитектором можно, но рынок частных архитекторов настолько сильно наводнен непрофессионалами, что очень сложно хоть немного подняться из этого болота. Сейчас в архитектурной деятельности, если у тебя нет родственников или высоких покровителей, всего приходится добиваться «потом и кровью».

К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, «поднять» российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировки за рубежом. Я верю, из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный институт вырастут наши Кендзо Танге и Ричард Роджерс.


sk-soblazn.ru - Красота и здоровье. Дом и быт. Кулинария. Рукоделие. Народная медицина