Почему уходят в монастырь. Почему люди идут в монастырь? (послушница И.). Уход в монастырь женщин

Каждый хотя бы раз в жизни видел монахов или монахинь. Их можно встретить во время экскурсий по монастырям или в обычной жизни. Опросы показали, что на вопрос о том, что заставляет людей уходить в монастыри, люди дают одинаковые ответы.

Почему люди принимают такое решение

Абсолютное большинство считает, что монахи стали жертвами безответной любви и их страдающая душа смогла обрести покой лишь в стенах монастыря. По их мнению, мужчины и женщины до ухода в монастырь не имели ни семьи, ни профессии. Но так ли это? Получается, монахи - это те, кто не нашел себя в обычной жизни, но они категорически не согласны с таким определением. Монахи говорят, что это лишь мнение обывателей, не имеющее ничего общего с истинными мотивами. Что же заставляет идти людей в монастырь на самом деле?

Кто может стать монахом

В монастыри приходят люди разного возраста и социального положения. Это могут быть нищие, зрелые женщины, старики или совсем молодые люди. Их объединяет лишь стремление покаяться и посвятить свою жизнь служению Богу. Другой характерной чертой является неконтролируемое стремление к самосовершенствованию. Все люди в монастыре не неудачники, а энергичные и решительные. Только такой склад характера позволит жить монашеской жизнью.

Как люди попадают в монастырь

Чтобы стать монахом, необходимо принести Богу ряд клятв. Это очень серьезный шаг, и пути назад нет. Для этого существует так называемая "страховка". Чтобы предостеречь человека от большой ошибки под влиянием сиюминутных чувств, ему поочередно присваиваются монашеские степени. Это своеобразная проверка, не каждый может пройти все ступени и принести обеты.

  1. Служащий. Это человек, который решил временно пойти в монастырь и трудиться во благо Бога совершенно бесплатно. Он не имеет никаких обязательств и может в любой момент вернуться в мир.
  2. Послушник. Это человек, который подал прошение о вступлении в братство. Для него устанавливается испытательный срок, который длится несколько лет. На этой стадии еще можно вернуться в мир, но это не приветствуется.
  3. Монах. Это высший ранг, и он необратим. Человек, достигший ранга монаха, дает обеты, нарушение которых приравнивается к измене самому Богу. Если человек нарушает обеты, его даже не хоронят на кладбище.

Только пройдя все стадии, человек может стать полноправным монахом. Его принимают в ряды братства до конца жизни. Все это время он сможет посвятить покаянию, труду во имя Бога и самосовершенствованию.

А вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы уйти в монастырь?

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

П риоткрывая завесу монашеской жизни, публикуем ответы на следующие вопросы, касающиеся ухода в монастырь и последующей иноческой жизни:

П очему люди идут в монастырь? Какие люди идут в монастырь?

К аковы причины, влекущие человека оставить мир и уйти в монастырь?

К то такие монахи и чем они занимаются? В чем разница между монахом и мирянином? В каких словах можно выразить содержание жизни монаха?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«В монастырь идут и монахами становятся люди, прежде всего, мудрые и смелые.

Сначала о мудрости. Все мы знаем, что Бог есть, знаем, что во всей вселенной нет никого и ничего, что могло бы с Ним соперничать. Он над всеми, занимает самое важное, господствующее место в системе ценностей.

Здесь мысль большинства из нас останавливается. Но есть люди, которые не боятся думать дальше. Раз нет ничего выше Бога, значит, и в моей жизни Он должен быть на самом главном месте, исполнение Его воли должно быть главным делом моей жизни, а все, что мешает этому, нужно из жизни убрать. Так рассуждает человек, решившийся на монашество.

Если у человека хватает решимости и последовательности, то он идет в монастырь, где жизнь всех и каждого, полностью направлена на угождение Богу, а все, отвлекающее от этого, отсечено. Согласитесь, это смелый поступок, и большая часть из нас на него не способна.

Итак, желание максимально угодить Богу — одна из причин, приводящих человека в монастырь. Другая — покаяние. Искреннее раскаяние в своих грехах — это не просто сожаление о случившемся когда-то, это еще и изменение своей жизни с целью не допустить ничего подобного впредь. В монастырь идут люди, стремящиеся не только не повторять грехов, но совершенствоваться в добродетелях.

Монашество — это не какой-то особый вид Православия. Каяться и угождать Богу должен любой христианин. Поэтому, и у мирских людей, и у монахов, направление жизни одно то же. Единственное значительное различие — то, что монахи берут на себя обет (обещание Богу) безбрачия, а мирские — нет.

Монах, кроме упоминавшегося обета безбрачия, дает еще два обета — нестяжательности (отказ от личного имущества) и послушания (отказ от своей воли). Обеты эти пожизненные.

Прежде, чем стать монахом, человек продолжительное время (обычно, не менее трех лет) живет в монастыре. Этим испытывается его решимость, твердость намерения стать монахом. Затем совершается постриг — чин, после которого у человека начинается новая, монашеская, жизнь.

Практически с самых первых веков христианства, среди верующих во Христа появились люди, которые решили посвятить Богу всю свою жизнь без остатка. Они уходили в пустыню, уединялись, брали на себя подвиг молитвы, поста и нестяжания. Но, как правило, таким подвижникам не удавалось долго оставаться одним. Их духовное делание привлекало других людей, желающих учиться у них вере, молитве, любви к Богу. Так появлялись первые монастыри, а христиане, их населяющие, стали называться монахами. Во все века монашество было оплотом православной веры, хранителем христианских культурных традиций, а часто и источником просвещения для всех людей. На Руси к монастырям относились особо трепетно. Их боголюбивое население становилось примером истинной любви, глубокой духовной жизни, граничащей со святостью. Самые почитаемые русские святые были монахами - преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, оптинские старцы и святители. Что же влечет людей в монастыри, почему они хотят стать монахами и монахинями, невзирая на времена и политическую обстановку в государстве?

Мы предлагаем вам беседу с игуменом Кириллом (Федотовым), настоятелем Преображенской церкви села Селинское Клинского района, трагически погибшим 30 декабря 2006 г.

- Отец Кирилл, кто же все-таки такой монах?

Слово "монах" - греческое. "Монос" означает "один, одинокий". Это человек, который избрал одиночество Господа ради.

М.В. Нестеров. Монах. 1913
Источник: www.art-catalog.ru

Апостол Павел в Священном Писании говорил, что "оженивыйся печется, как угодить жене, а не оженивыйся, как угодить Богу". Основа монашества как раз в этих словах, то есть человек оставляет мир и все, что в мире, оставляет ради того, чтобы быть с Господом. Причем не потому, что он этот мир ненавидит, не потому, что этот мир чем-то недостоин его, а для того, чтобы ничто мирское, временное, суетное не отвлекало человека от единственной цели - стяжания Духа Святого.

- Почему люди идут в монастырь, становятся монахами?

Как сказано в Священном Писании, "есть скопцы Царствия Небесного ради". У кого-то цель жизни - жениться, родить детей, быть добрым христианином в семейной жизни, а кто-то изначально избирает путь одиночества, монашества, для того, чтобы, подвизаясь в посте, молитве, добрых делах, угождать Богу, совершенствоваться. Не зря же Святые Отцы говорили, что "Ангелы - свет монахов, монахи - свет мирянам", то есть кому-то надо быть таким духовным авангардом.

- Каждый ли человек может стать монахом?

Монашество - это не какая-то степень святости, это не какое-то признание заслуг, монашество - это образ покаяния. Поэтому любой человек, в каком бы сане, чине, ранге он не был, какую бы должность не занимал, какую бы жизнь он не вел - нравственную, безнравственную, он никогда не лишен надежды быть монахом. Лишь бы было желание каяться, исправлять свою жизнь, исполнять монашеские обеты. Поэтому, если для принятия священного сана существуют канонические препятствия, то для принятия монашества канонических препятствий нет. Любой человек может быть монахом, единственное условие сейчас при приеме в монастыри, чтобы не было на иждивении малолетних детей или престарелых родителей, которые нуждаются в постоянной опеке.

Конечно, в наше время открываются монастыри, но могу сказать, как монах: монастыри плохо наполняются именно потому, что сейчас нет людей, готовых к монашеству. Еще 100 - 150 лет назад семья была малым монастырем. В семье постились, в семье молились, в семье посещали храм в воскресные и праздничные дни, и было бы стыдно не пойти в храм. Сейчас этого уклада уже нет. И, конечно, в семье трудились. Потому что во всех монастырях, что бы про монахов не говорили, что они только молятся и только кушают, они трудились, всегда в монастырях были самые лучшие хозяйства, самые передовые агротехнические технологии, и было и тогда, и сейчас очень много физического труда, который плюс ко всему сопрягается с духовной дисциплиной. Сейчас это воспитание, эта культура, этот духовный семейный уклад уже утрачены.

- Значит, монах, в первую очередь, воспитывается в семье?

Конечно, ведь монахи с неба не падают. Их растят и семья, и общество. Раньше в больших благочестивых христианских семьях было счастьем, если кто-то из детей уйдет в монастырь, не только для того, чтобы земельный надел ему не давать, а потому что молитвенник будет за всю семью.

- В чем же заключается деятельность монахов, чем они занимаются?

При пострижении в монахи послушник дает три обета: послушания, нестяжания, целомудрия. Послушание Христу и от Него - поставленному игумену. Нестяжание - это отказ от личной собственности. Монастырь - своего рода коммуна. То, что коммунисты придумали 100 лет назад, в монастырях существовало испокон веков - это общность интересов, общность жизни и в связи с этим общность имущества и хозяйства. То есть человек трудится не для себя, не для своего кармана, не ради своего благополучия и обогащения, а трудится для обители, для братства. Обет целомудрия и так понятен - это отказ от всяких плотских утех и всего, что из этого проистекает. Во многих монастырях был безалкогольный устав, очень строго соблюдался пост, монахи не ели мяса. До сих пор уставное монастырское богослужение остается примером для богослужений всех остальных церковно-приходских общин. В монастырях самая благолепная и продолжительная служба, полный суточный круг богослужений, ну и, конечно, все остальное время посвящается труду на благо общины и на благо ближнего.

- Откуда же появилось такое понятие, как монах в миру?

Сначала монашество возникало как отшельническое жительство, потом появилась киновия, или общежитие. На Руси, начиная, наверное, с 17 века, появилось такое понятие, как "черный поп". Это неженатый священник, монах в священном сане. Таких монахов посылали служить в остроги, в какие-то глухие таежные деревни, туда, где священник с семьей просто бы не выжил, где сил и средств прокормиться хватало едва одному. И традиция приходского монашества, которая возникла не вчера, и не сегодня, а существует уже несколько столетий, обусловлена объективными причинами. А с другой стороны в советское время, когда был погром, разгром монастырей, монахам просто не куда было деваться. Сначала их уничтожали, эшелонами отправляли в лагеря. Потом в хрущевское время появилась административная высылка, изгнание, и тогда монахи находили свое применение в приходских храмах. И, в общем-то, по опыту церковному отмечено, что те храмы, куда попадал монах, через какое-то время начинали благоукрашаться, процветать, потому что монах свободен от забот о семье, о пропитании жены, детей, близких, и все, что он делает, он делает для храма, для Бога.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Мария Кикоть, 37 лет

В монастырь люди уходят по разным причинам. Одних туда приводит общая неустроенность в миру. Других - религиозное воспитание, и они, как правило, считают путь монаха лучшим для человека. Женщины довольно часто принимают такое решение из-за проблем в личной жизни. У меня все было немного иначе. Вопросы веры занимали меня всегда, и однажды… Но обо всем по порядку.

Мои родители врачи, отец - хирург, мама - акушер-гинеколог, и я тоже закончила медицинский институт. Но доктором так и не стала, меня увлекла фотография. Я много работала для глянцевых журналов, была довольно успешна. Больше всего мне тогда нравилось снимать и путешествовать.

Мой молодой человек увлекался буддизмом и заразил этим меня. Мы много ездили по Индии и Китаю. Было интересно, но я не погружалась в веру «с головой». Искала ответы на волновавшие меня вопросы. И не находила. Потом заинтересовалась цигуном - своеобразной китайской гимнастикой. Но со временем прошло и это увлечение. Мне хотелось чего-то более сильного и захватывающего.

Как-то мы с подругой ехали на съемку и случайно остановились переночевать в православном монастыре. Неожиданно мне предложили подменить тамошнего повара. Я люблю такие вызовы! Согласилась и проработала на кухне две недели. Так в мою жизнь вошло православие. Я начала регулярно ходить в храм возле дома. После первой исповеди чувствовала себя замечательно, так спокойно она прошла. Заинтересовалась религиозными книгами, изучала био­графии святых, соблюдала посты… Погрузилась в этот мир с головой и однажды поняла, что хочу большего. Я решила уйти в монастырь. Отговаривали все, включая батюшку, но старец, к которому я поехала, благословил на послушание.

В монастырь я приехала промокшей с головы до ног, замерзшей и голодной. На душе было тяжело, в конце концов, не каждый день так круто меняешь свою жизнь. Я, как и любой нормальный человек, надеялась, что меня накормят, успокоят и, главное, выслушают. Но вместо этого мне запретили разговаривать с монахинями и отправили спать без ужина. Я расстроилась, конечно, но правила есть правила, тем более речь шла об одном из самых строгих монастырей России.

У настоятельницы был личный повар. Она лицемерно сетовала, что из-за диабета вынуждена есть лосось со спаржей, а не наши серые сухари

Особая зона

Монастырем управляла сильная, властная и, как оказалось, очень влиятельная женщина. Во время первой встречи она была приветлива, улыбалась, рассказывала, по каким законам идет жизнь в обители. Уточнила, что ее нужно называть матушкой, остальных - сестрами. Тогда показалось, что она отнеслась ко мне по-матерински снисходительно. Я поверила, что все живущие в монастыре - одна большая семья. Но увы…

Это было царство бессмысленных ограничений. За столом не позволялось без разрешения притрагиваться к еде, нельзя было просить добавки, есть второе, пока все не доедят суп. Странности касались не только трапез. Нам запрещали дружить. Да что там, мы не имели права даже разговаривать друг с другом. Это, не поверите, считалось блудом. Постепенно я поняла: все так устроено для того, чтобы сестры не могли обсуждать настоятельницу и монастырский уклад. Матушка боялась бунта.
Я пыталась практиковать смирение. Когда меня что-то пугало, думала, что просто вера моя пока слаба, а никто не виноват.

Дальше - больше. Я заметила, что во время трапез обязательно кого-нибудь отчитывают. По самым незначительным поводам («взяла ножницы и забыла отдать») или вовсе без них. Надо понимать, что, согласно церковному регламенту, подобные разговоры должны происходить с глазу на глаз: твой наставник не только ругает, но
и выслушивает, предлагает помощь, учит не поддаваться искушениям. У нас же все превращалось в жесткие публичные разборки.

Есть такая практика - «помыслы». У монахов принято записывать все сомнения и страхи на бумаге и отдавать их духовнику, который даже не должен жить в том же монастыре. Мы свои помыслы писали, конечно же, настоятельнице. Когда я впервые это сделала, матушка зачитала мое письмо на общей трапезе. Мол, «послушайте, какие у нас тут дурочки живут». Прямо рубрика «анекдот недели». Я чуть не расплакалась прямо при всех.

Питались мы тем, что жертвовали прихожане или близлежащие магазины. Как правило, нас кормили просроченными продуктами. Все то, что производили в обители, матушка дарила вышестоящим церковнослужителям.

Иногда игуменья приказывала есть чайной ложкой. Время трапезы было ограничено - всего 20 минут. Сколько ты там успеешь съесть за это время? Я очень сильно похудела

Быть послушницей

Постепенно жизнь в монастыре стала напоминать мне каторгу, ни о какой духовности я уже и не вспоминала. В пять утра подъем, гигиенические процедуры, извините, в тазике (душ под запретом, это же удовольствие), потом трапеза, молитва и тяжкий труд до глубокой ночи, затем снова молитвы.

Понятно, что монашество не курорт. Но ощущение постоянного надлома тоже не кажется нормальным. Сомневаться в правильности послушании нельзя, допускать мысль о том, что настоятельница неоправданно жестока, - тоже.

Здесь поощрялись доносы. В форме тех самых «помыслов». Вместо того, чтобы говорить о сокровенном, надлежало жаловаться на других. Я не могла ябедничать, за что бывала неоднократно наказана. Наказание в монастыре - это публичный выговор с участием всех сестер. Они обвиняли жертву в выдуманных грехах, а затем настоятельница лишала ее причастия. Самой страшной карой считалась ссылка в скит - монастырь в глухой деревне. Я эти ссылки полюбила. Там можно было немного отдохнуть от чудовищного психологического давления и перевести дух. Добровольно попроситься в скит не могла - меня бы тут же заподозрили в страшном заговоре. Впрочем, виноватой я становилась часто, поэтому в глушь ездила регулярно.

Многие послушницы принимали сильные транквилизаторы. Есть что-то странное в том, что примерно треть обитателей монастыря психически нездоровы. Истерики монахинь «лечились» визитами к православному психиатру - по­друге настоятельницы. Та выписывала сильнейшие лекарства, превращавшие людей в овощи.

Многие спрашивают, как в монастыре борются с сексуальным искушением. Когда ты постоянно находишься под жестким психологическим давлением и пашешь с утра до ночи на кухне или в коровнике, желаний не возникает.

Дорога назад

Я прожила в монастыре семь лет. После череды интриг и доносов, незадолго до предполагаемого пострига у меня сдали нервы. Я не рассчитала, приняла убойную дозу лекарства и попала в больницу. Полежала там пару дней и поняла, что обратно не вернусь. Это было трудное решение. Послушники боятся покидать монастырь: им внушают, что это предательство Бога. Пугают страшной карой - болезнью или внезапной смертью близких.

По дороге домой остановилась у своего духовника. Выслушав меня, он посоветовал покаяться и взять вину на себя. Скорее всего, он знал о том, что происходит в монастыре, но дружил с настоятельницей.

Постепенно я возвращалась к мирской жизни. После долгих лет, проведенных в изоляции, заново привыкать к огромному шумному миру очень тяжело. Поначалу мне казалось, что на меня все смотрят. Что я совершаю один грех за другим, а вокруг и вовсе творятся бесчинства. Спасибо родителям и друзьям, которые помогали мне всем, чем только можно. По-настоящему я освободилась, когда написала о пережитом в интернете. Постепенно я выкладывала свою историю в ЖЖ. Это стало отличной психотерапией, я получила много откликов и поняла, что не одинока.

Примерно через год монастырской жизни у меня пропали месячные. Так было и у других послушниц. Организм просто не выдерживал нагрузки, начинал сбоить

В результате из моих зарисовок сложилась книга «Исповедь бывшей послушницы». Когда она вышла, реакции были разными. К моему удивлению, меня поддержало много послушниц, монахинь и даже монахов. «Так все и обстоит», - говорили они. Конечно, были и те, кто осудил. Число статей, в которых я предстаю то «редакторским вымыслом», то «неблагодарным чудовищем», перевалило за сотню. Но я была к этому готова. В конце концов, люди имеют право на свою точку зрения, а мое мнение не истина в последней инстанции.

Прошло время, и теперь я точно знаю, что проблема не во мне, виновата система. Дело не в религии, а в людях, которые трактуют ее таким извращенным образом. И еще: благодаря этому опыту я поняла, что всегда надо доверять своим чувствам и не пытаться увидеть в черном белое. Его там нет.

Другая дорога

Эти женщины однажды устали от мирской суеты и решили все поменять. Не все они стали монахинями, но жизнь каждой теперь тесно связана с церковью.

Ольга Гобзева. Звезда фильмов «Операция «Трест» и «Портрет жены художника» в 1992 году приняла постриг. Сегодня матушка Ольга - игуменья Елисаветинского женского монастыря.

Аманда Перез. Несколько лет назад знаменитая испанская модель без сожалений бросила подиум и ушла в монастырь. Возвращаться не собирается.

Екатерина Васильева. В 90-х актриса («Шальная баба») ушла из кино и служит звонарем в храме. Изредка снимается в сериалах вместе с дочерью Марией Спивак.

Фото: Facebook; Киноконцерн «Мосфильм»; Persona Stars; VOSTOCK Photo

Так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество - удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской - побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру - хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков - подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах - в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками - от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь - это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика - подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки - первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва - стоит и мир. Это главная работа монахов - молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм , но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило ;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника , который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество - это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.

Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество - достойное решение ребенка, и поддержка родителей - важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником - человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание - христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу - первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов - тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон - всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие - это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое - обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание - отсечение своей воли перед всеми - старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего - остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

sk-soblazn.ru - Красота и здоровье. Дом и быт. Кулинария. Рукоделие. Народная медицина