Гендерные стереотипы. Исследования гендерных стереотипов. Чем опасны гендерные стереотипы Какое высказывание является примером гендерного стереотипа

Статья посвящена проблемам социального познания. Рассматриваются механизмы стереотипизации и гендерные стереотипы как детерминанты взаимодействия гендерных подгрупп; понятие социального стереотипа - как близкое к понятиям «аттитюд» и «представление». Семантика содержания гендерных стереотипов определяется внутренним механизмом репрезентации индивидом всей системы социальных отношений. Выделяются виды гендерных стереотипов. Делается вывод об открытой попытке женщин претендовать на мужские социальные роли как о псевдоэмансипации, ибо социокультурная значимость собственно феминности не повышается. Рассматриваются свойства гендерных стереотипов, механизм их формирования, обусловленный процессом социализации, а также вопрос о формировании гендерных вербальных клише в культуре языка. Рассматриваются функции гендерных стереотипов. Подчеркивается роль социальных функций механизма стереотипизации в межгрупповых отношениях, служащих для объяснения, оправдания и сохранения «гендерной асимметрии». Делается вывод о социальном, в том числе и гендерном, стереотипе как опоре в конструировании индивидом непротиворечивой и упорядоченной картины социального мира.

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерная группа, межгрупповые отношения, механизм стереотипизации

На сегодняшний день поиск человеком какой-либо опоры в процессе категоризации воспринимаемого мира в ситуации социальной неопределенности предопределяет интерес современной социальной психологиик исследованию детерминант процесса социального познания. Поиск и нахождение способов конструирования индивидом непротиворечивой и упорядоченной картины социального мира предполагает обращение к изучению ряда социально-психологических механизмов, одним из которых является механизм стереотипизации и связанная с ним проблематика изучения социальных стереотипов. В этой связи нам предстоит рассмотреть понятие гендерного стереотипа как разновидность социального стереотипа, определив его место в контексте взаимодействия гендерных подгрупп.

Гендерный стереотип как регулятор межгруппового взаимодействия

Говоря о регуляции межгруппового взаимодействия, о регуляции поведения и деятельности людей, необходимым представляется рассмотреть те факторы, которые непосредственно влияют на процесс общения и взаимодействия двух групп - «женщин» и «мужчин». Весь этот процесс опосредован множеством факторов: позициями участников взаимодействия, ролевыми ожиданиями, характером ситуации и видом взаимодействия, будь то кооперация или же конкуренция. Кроме того, человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. При анализе межгруппового взаимодействия в концепции диспозиционной регуляции социального поведения [Ядов, 1995] становится очевидным обращение к анализу «базовых социальных установок», социальных стереотипов по сути.

Понятие социального стереотипа было бы непрофессионально полностью обособлять от других близких и даже рядоположенных понятий, таких как аттитюд и представление, ведь грань между началом влияния одного и окончанием влияния другого эфемерна и никогда нельзя точно говорить о том, что в конечном счете сыграло ключевую роль и привело к тому или иному результату [Донцов, Емельянова, 1987]. Особенно сближаются в понимании и интерпретации социальные установки и социальные стереотипы, когда речь идет об аутостереотипах, представленных на уровне индивидуального сознания и обращенных к самой личности [Шихирев, 1999; Краснова, 2004; Рябова, 2008]. Механизмами стереотипов, обеспечивающих их действие и формирование, являются диспозиционные установки. Когнитивная часть стереотипов выполняет функцию основных законов гендерно-ролевой идеологии, а аффективная сторона стереотипа отвечает за соблюдение этих «законов» [Рябова, 2008].

Для нас важно обратить внимание и на тот факт, что «в диспозиционной системе имеет место позитивно-негативная асимметрия: на стадии адаптации к новым условиям ведущую роль в регуляции поведения принимают на себя диспозиции, связанные со стремлением не уклоняться от принятой субъектом социальной нормы, в дальнейшем же лидируют позитивные диспозиции как готовность к реализации интернализованных (т.е. усвоенных) субъектом ценностей и социальных установок. Осознанные диспозиции преимущественно доминируют в регуляции социального поведения в таких ситуациях, которые требуют активного напряжения усилий субъекта. В привычной же ситуации на первый план выдвигаются полуосознаваемые или неосознаваемые диспозиции, то есть социальные стереотипы» [Ядов, 1995, с. 175]. Таким образом, социальные, в том числе гендерные, стереотипы следует рассматривать как ключевую диспозицию, опосредующую взаимодействие на межгрупповом уровне.

Итак, гендерные стереотипы - это социально конструируемые категории «маскулинность» и «феминность», которые подтверждаются различным (в зависимости от пола) поведением, различным распределением внутри социальных ролей и статусов и поддерживаются психологическими потребностями человека вести себя в социально желательной манере и ощущать свою целостность и непротиворечивость. Д.Шнайдер выделяет «большую тройку» исследовательских стереотипов: гендерные, возрастные и расовые .

Гендерные стереотипы являются разновидностью социальных стереотипов, складываются в процессе общественной коммуникации, передаются индивидом в процессе социализации и играют важную роль в поддержании гендерной стратификации как вертикальной (мужчина «выше» на социальной лестнице, женщина - «ниже»), а не как горизонтальной (на основе гендерного равенства) [Краснова, 2004]. Бинарные оппозиции, «встроенные» в них, предопределяют положение человека в обществе, профессию, его стремления, цели и ценности [Селиванова, 2006; Fazio, Olson, 2003]. Идеи «мужественности» и «женственности» выступают как архетипы поведения, взаимодействий с другими людьми, социальных ожиданий и оценок. Уходя корнями в философию, мифологию и религию, эти идеи «мужественности» и «женственности», представленные в оппозициях власти и подчинения, порядка и хаоса, активности и пассивности, силы и слабости и др., ложатся в основу семантики гендерных стереотипов, закрепляясь в языке и тем самым предопределяя методы их исследования [Брагина, 2009]. «Язык как средство бытийствования стереотипов выражает коммуникативный и кумулятивный аспект гендерной системы общества» [Селиванова, 2006, с. 141].

Подобно тому как в лингвистике единое осознание смысла текста как разделяемого всеми достигается только путем существования общих (сформировавшихся под влиянием конкретной культуры), часто неосознаваемых пресуппозиций (как отвергаемых значений текста), так и в социальном познании социальные стереотипы (гендерные в частности) наполняются общей семантикой, погруженной в мир смыслов [Аллахвердов, 2000; Fazio, Olson, 2003]. Так, стереотип существует на пересечении вербально-ассоциативного (слова и конструкции), лингвокогнитивного (представление знаний о ситуации) и мотивационно-аффективного (механизмы оценки) уровней языковой личности [Буторина, 2009]. Таким образом, семантика содержания гендерных стереотипов становится внутренним механизмом репрезентации индивидом всей системы социальных отношений, определяя их одновременно и как форму существования массового сознания, посредством которой детерминируются процессы межгруппового взаимодействия в обществе.

Виды гендерных стереотипов

Рассматривая виды гендерных стереотипов, мы видим, что среди них могут быть выделены три группы [Пушкарева, 2003].

Первая группа - это стереотипы «мужественности» и «женственности»: эталоны, или, точнее, нормативные представления о том, какими психологическими и поведенческими свойствами должны обладать мужчины и женщины. Так, мужчина олицетворяет творческое начало, он активен; а женщина - репродуктивное, она пассивна. «Мужское» подразумевается лучше и выглядит самодостаточным, предполагает успешное исполнение задуманного, и наоборот. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, нежели женщинам [Пушкарева, 2003].

Подобная «несправедливость» нередко трактуется с обращением к идеям постфрейдизма, согласно которым мужчиной, в отличие от женщины, не рождаются, им становятся. Д.Гилмор, решая загадку мужественности, объясняет природу данного явления регрессией и ее связью с социальной ролью: психическое единство ребенка с матерью сменяется после порога сепарации-индивидуации осознанием своего «Я» и формированием гендерной идентичности. Для мальчиков подобный процесс происходит в более острой форме, а маскулинность выступает как новый и независимый социальный статус, который маркирует противоположность матери, и перманентная битва за мужественность - это борьба с регрессией. Мужчины являлись основными акторами социального действия, и мужественность была институционализирована [Бендас, 2005]. Маскулинность стала культурным выражением господства социальной группы, и в этом смысле феминность более связана с биологическим полом, а обладание статусом, ресурсами и престижем предназначается для мужчин и подпитывает миф о женской пассивности, сложившийся в силу не биологических, а культурных причин.

Вторая группа гендерных стереотипов закрепляет семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Половые роли как существующие в обществе стереотипы полоролевого поведения бытуют в виде представлений и ожиданий, которым каждый человек должен соответствовать, чтобы быть понятым и принятым. Они всегда нормативны [Пушкарева, 2003].

Для женщин главными социально-половыми ролями в соответствии со стереотипом являются роли семейные (мать, воспитательница, хозяйка), для мужчин - профессиональные. Успешность мужчины согласно стереотипному восприятию оценивается по его профессиональным достижениям, женщины - по наличию семьи и детей [Гендерные стереотипы в меняющемся обществе, 2009]. В культуре народов Кавказа подобные тенденции обострены по сравнению с православным обществом: здесь центр пространства семьи - среда женская. Женскому началу не свойственна мобильность, что делает женщину в глазах мужчин ущербной и малодееспособной. Но «защита родового гнезда» мужчиной осуществляется во многом благодаря женщинам, которые создают «оболочку» сродни материнскому чреву в виде одежды, добропорядочной репутации жены, наследников, что позволяет мужскому миру проявлять активность на ближних и дальних рубежах. Воспроизведение в социализации патриархальных гендерных стереотипов и статусов значимо и для народов Индии - независимое поведение женщины осуждается обществом. Все это подтверждает большую устойчивость и ригидность гендерных стереотипов, и даже их межкультурный статус.

Именно этой группой стереотипов и определяется «нормальность» женщины и мужчины, и она лежит в основе формирования негативных стереотипов (когнитивного компонента предубеждений) [Краснова, 2004]. Сегодня открытая попытка женщин претендовать на мужские социальные роли, по сути, есть псевдоэмансипация, ибо социокультурная значимость собственно феминности не повышается [Савельев, 2007]. И только подлинное развитие женственности - индустрия женской привлекательности и создание образа женственности, свободного от мужской оценки, - та ниша, где феминность пытается прорваться и занять равный с маскулинностью статус.

Интересно, что «маскулинность» определяется в большей степени социальными ролями, которые исполняет мужчина, а феминность связывается с природными (внешность), внутренними, индивидуально-личностными чертами. В связи с этим интересен также и тот факт, что люди с маскулинным и феминным типами гендерной идентичности в содержании гендерных стереотипов при восприятии образа (как мужчины так и женщины) в целом обнаруживают в качестве критериев оценки разные основания: так, маскулинные представители оценивают образ с точки зрения активности и достижений в деятельности, тогда как феминные основываются на большем числе описательных характеристик, основной из которых является привлекательность.

Исходя из этого главный для нас вывод заключается в том, что отсутствие отношений конкуренции между феминностью и маскулинностью, поиск такого поля взаимоотношений, где они не соперничали бы между собой, поможет в преодолении гендерных стереотипов [Савельев, 2007]. Тогда и в речевой практике (а именно в речевом поведении) их действительные изменения станут возможны только тогда, когда не просто изменятся речевые клише, а произойдут изменения в собственно ментальных стереотипах как «системе образов» [Буторина, 2009]. Однако маскулинизированные социальные институты пока не дают возможности двигаться дальше.

И, наконец, третья группа стереотипов касается различий в разделении труда. Согласно концепции «естественной дополнительности полов» удел женщин - дополнительный обслуживающий характер (экспрессивная сфера социальной жизни), а область деятельности мужчин - творческий, созидательный, руководящий труд (инструментальная сфера социальной жизни) [Пушкарева, 2003].

Свойства гендерных стереотипов

Стереотип является формой познания не только для личности, но и для социальных групп [Рябова, 2008]. В этом смысле наибольший интерес для нас будут представлять те свойства, которые наиболее значимы в контексте взаимоотношений гендерных групп.

К ним относятся, во-первых , схематичность как продукт группового обобщения и связанная с ней когнитивная функция гендерного стереотипа. В этимологии слова «стереотип» прослеживаются его семантика и соответствующие ей значения - «твердого», «засохшего» (греч.), а также «символа», «(про)образа», «изображения» (лат.).

Во-вторых ,эмоционально-оценочный характер гендерных стереотипов, который во многом связан с социальной функцией стереотипа. Важно лишь подчеркнуть, что аффективный и когнитивный компоненты относительно независимы друг от друга в стереотипе [Донцов, Стефаненко, 2008]. В-третьих , разделяемость: стереотипы являются разделяемыми представлениями, иначе они не имели бы столь сильного влияния на социальное поведение групп. Поскольку стереотипы разделяются большинством представителей группы, это позволяет говорить о культурной легитимности стереотипа. В-четвертых , гендерные стереотипы формируют социальную субъектность мужчин и женщин - как на уровне индивидов, так и в межгрупповых отношениях, поэтому они чрезвычайно устойчивы, консервативны и сравнительно медленно модифицируются под воздействием социально-культурных условий [Стефаненко, 2007; Рябова, 2008].

Но одновременно гендерные стереотипы могут считаться и гибкими, так как их содержание корректируется в зависимости от социального контекста, например от статуса субъекта и объекта стереотипизации. Так, С.Фиске установила, что «группы с более высоким статусом обычно рассматриваются как более компетентные, а низкостатусные - как обладающие хорошими навыками межличностного общения» [Рябова, 2008, c. 51]. Именно подобные проявления гендерного стереотипа мы и находим в отношениях гендерных групп. Кроме того, важно понимать, что на содержание гендерных стереотипов оказывают влияние и изменение статуса, и возрастной, и этнический факторы . Так, информация о статусной позиции индивида снижает роль гендерных стереотипов в его восприятии.

Формирование гендерных стереотипов

Вопрос о формировании гендерных стереотипов традиционно рассматривается в связи с вопросом социализации. Кратко напомним о нем, не вдаваясь в детали существования социального и индивидуального подходов к природе стереотипов. Так, результатом категоризации социального опыта, предопределенного культурой и воспитанием, являются социальные (и гендерные) стереотипы. Формируемые в процессе взаимодействия людей представления о социальных связях и отношениях носят преимущественно прикладной характер и в силу этого приобретают форму типизации - привычных оценок, ожиданий, взглядов и предубеждений . Последние со временем становятся предписаниями, которые направляют и корректируют поведение, общение и деятельность людей. «Когнитивная сторона процесса усвоения гендерной роли, самокатегоризация и познавательная информация, получаемая ребенком от взрослого, становятся основополагающими элементами при формировании гендерного стереотипа как моральной ориентации» [Цит. по: Хвостов, 2000, c. 197].

Социальный конформизм (напомним, что женщины более конформны к групповому давлению) стимулирует выполнение этой предписанной (ожидаемой) роли, придает ей социальный статус (посредством общественной поддержки и признания) и предопределяет функциональное состояние его носителя (социальную идентификацию). Под воздействием механизмов социальной идентификации социум распадается на группы, устанавливаются сферы влияния каждой общности, формируются барьеры между ними, которые призваны сохранять социальную дистанцию между гендерными группами [Стефаненко, 2007]. Как справедливо замечает Т.Рябова, «стереотипы не только устанавливают неравенство: они его оправдывают» [Рябова, 2008].

Рассматривая вопрос о формировании гендерных вербальных клише, следует также обратиться к культуре языка, в которой гендерные стереотипы, согласуясь с практиками повседневности, формируют обыденное сознание и опосредуют в него миф как «само собой разумеющееся знание», «знание здравого смысла» [Брагина, 2009]. Через пресуппозиции и признаки всеобщности (хорошо известно, что … все знают, что … и т.д.) высказывания приобретают свойства повседневности и неопровергаемости.

Противопоставления (мужчина - женщина) в некоторых своих значениях приобретают провокативный характер и, центрируясь на отрицательных оценках (и соответствующей интерпретации как гендерно-дифференцируемой), становятся основой для формирования устойчивых предубеждений в отношении гендерных подгрупп. Так, «в них проявляется война полов, мифологическая по сути и регулярно мифологизируемая» [Брагина, 2009, c. 355]. Таким способом они легализуются, закрепляют свой статус и получают вербальное выражение в форме устойчивых и воспроизводимых фрагментов текста (клише, идиом, устойчивых словосочетаний). Одним из частых проявлений таких высказываний является повседневное городское общение - микродиалоги в типичных коммуникативных ситуациях. Таким образом, само содержание стереотипа предопределяется контекстом его использования.

Итак, мы подошли к вопросу о функциях гендерных стереотипов.

Функции гендерных стереотипов

Особое внимание в данном разделе будет уделено гендерным стереотипам микроуровня, то есть соотнесению их воздействия с объективными интересами гендерных групп как социальных субъектов.

Условно можно разделить функции гендерных стереотипов на две группы: психологические и социальные.

К психологическим относятся когнитивная и ценностно-защитная функции. Когнитивная (когнитивно-адаптационная) функция, состоящая в упрощении и систематизации знания, полученного индивидом из окружающей среды, которая служит для экономии усилий индивида при восприятии сложных объектов [Андреева, 2005; Рябова, 2008; Донцов, Стефаненко, 2008; Буторина, 2009]. За пределы самой первичной информации об объекте индивид в процессе познания выходит лишь тогда, когда данный объект становится релевантным его текущим целям. То есть субъект стереотипизации наделяет объект социальной ролью и статусом, что позволяет ему интерпретировать поведение другого, а также предсказывать его в дальнейшем, так как знание, полученное об одном представителе группы, индивид распространяет на всю группу.

Ценностно-защитная функция, связанная с созданием и поддержанием ценностей индивида и группы. Стереотипы активируются не только для объяснения, но и для оправдания и защиты своих взглядов и поведения [Стефаненко, 2007], а также для поддержания групповых ценностей, оправдания и рационализации поведения по отношению к чужой группе (как оправдание дискриминационного поведения). Проведение границы с аутгруппой способствует и поддержанию коллективной самооценки - как ингрупп, так и аутгрупп [Рябова, 2008; Стефаненко, 2007; Донцов, Стефаненко, 2008]. Кроме того, уровень негативной стереотипизации аутгруппы возрастает в случае непосредственной экономической и политической угрозы с ее стороны.

Социальные функции направлены на поддержание социального порядка и обусловлены способностью стереотипов выступать фактором социальных отношений. Это, во-первых, функция поддержания социального контроля, а именно системы процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Она осуществляется в форме самоконтроля, в основе которого лежат ценности, нормы, ролевые ожидания, обычаи, интернализованные в процессе социализации, и в форме внешнего контроля в виде совокупности системы поощрений и принуждений (социальных санкций).

Стереотипы включаются в практики нормализации, устанавливающие различия между нормой и девиацией [Рябова, 2008]. Ингрупповой прототип отражает обобщенный образ типичного представителя данной группы [Андреева, 2005]. Прототипичность связана с феноменом деперсонализации, поскольку она подразумевает восприятие других с точки зрения групповых норм (теория самокатегоризации Дж.Тернера [Тернер, 2003]). Прототип устанавливает эталон поведения, обладающий нормативным характером [Андреева, 2005]. Кроме того, гендерный стереотип становится элементом внутреннего социального контроля, поддерживающим социально приемлемые образцы поведения.

Нормативность очень важна для гендерных стереотипов в силу значимости для индивида гендерной идентичности. В этом смысле мужчины не меньше женщин испытывают на себе влияние нормативности гендерных стереотипов, демонстрируя окружающим иногда чрезмерные «стандарты мужественности». Кроме того, нормативность влияет и на самооценку и уровень притязаний мужчин и женщин. Так, из идей Р.Мертона появилась гипотеза «самореализующегося пророчества». Поэтому если женщина развивает негативный стереотип женственности, то она программирует себя на неудачу.Исследователи показали [Рябова, 2008], что мужчины также программируют свое поведение в соответствии со стереотипами маскулинности (доминирование, высокая конкурентоспособность, успешность), но в случае неудачи мужчины испытывают больший стресс и у них в отличие от женщин сильнее понижается самооценка.

В целом важным для нас становится тот факт, что характерной особенностью женщин как гендерной группы является склонность приписывать положительные качества группе мужчин и недооценивать достоинства собственной группы, что является следствием низкого статуса группы женщин. В межгрупповых отношениях социальные функции стереотипизации служат для объяснения, оправдания и сохранения существующих отношений, поддерживая тем самым сложившуюся «гендерную асимметрию» [Стефаненко, 2007; Брагина, 2009].

Кроме того, к социальным функциям относятся функция социализации и интеграционная функция. Последняя выступает как фактор консолидации не только «групп» мужчин и женщин, но и социума в целом. Напомним, что на институциональном уровне гендерные стереотипы включены в производство и поддержание гендерного неравенства, которое пронизывает структуру и функции всех общественных институтов - от семьи до государства. Поскольку происходящие социальные процессы весьма динамичны, нормативно-ценностные ориентиры населения пребывают в стохастическом состоянии, возникает интерсубъективная потребность в «незыблемых» ценностях и образцах «социально должного» поведения, и гендерные стереотипы способны выполнять эту функцию. Кроме того, гендерные стереотипы призваны маскировать, затушевывать существующие гендерные проблемы или предлагать мнимые подходы к их решению.

К консолидирующей функции относится также способность проводить границы между cвоими и чужими , а также оценивать соответствие членов ингруппы аутостереотипу, что служит причиной продуцирования внутренних иерархий и границ и оценки других как «внутренне чужих», например [Рябова, 2008]. Стереотип, как правило, фиксирует именно отличительные черты социальной группы, дифференцирует их. В теории социальной идентичности акцентирована роль сравнения в социальной категории: оценки групп носят относительный характер - оценка ингруппы осуществляется в зависимости от оценки аутгруппы, в этом смысле гетер- и аутостереотипы взаимосвязаны.

Социальная категоризация выступает как неотъемлемая часть любых межгрупповых отношений [Стефаненко, 2007]. Именно стремление к позитивной идентичности достигается путем сравнения с аутгруппой (процесс межгрупповой дифференциации) и атрибуции ей негативных качеств. В этом смысле аутостереотипы, как правило, более позитивны, чем гетеростереотипы, - становятся основанием для поддержания позитивной групповой идентичности.Как результат этого были получены три важных следствия: представители аутгруппы воспринимаются, во-первых, как более отличающиеся от представителей ингруппы, чем в действительности; во-вторых, как более однородные, чем представители ингруппы; в-третьих, как менее позитивные.

Кроме того, при легитимных отношениях между группами (как в случае гендерных групп и гендерной иерархии) удается достичь позитивной социальной идентичности и избежать конфликта. Уровень негативной стереотипизации возрастает в отношении членов двойных аутгрупп (например, женщина-водитель нерусской национальности).

Кратко рассмотрим достижение групповой идентичности индивидом, и в связи с этим обратимся к теории самокатегоризации Дж.Тернера. В соответствии с ней актуализация групповой идентичности приводит к тому, что и себя индивид воспринимает в терминах групповой принадлежности, то есть деперсонализируется (самостереотипизация) - движется к полюсу социальной идентичности на континууме. Важным становится и то положение, что представители низкостатусных групп для сохранения положительной социальной идентичности выбирают для сравнения те критерии, по которым они превосходят высокостатусную группу [Рябова, 2008; Стефаненко, 2007].

Так, при рассмотрении проблематики гендерных стереотипов на межгрупповом уровне важно понимать их функции и то, как они организуют и детерминируют как поведение субъектов стереотипизации (аутостереотипы), так и интерпретацию ими действий и поведения других групп.

Заключение

Представив достаточно полную картину того, чем же является гендерный стереотип, как он формируется, какие виды его выделяют многие авторы и, наконец, каким функциям он служит, - то есть в целом, раскрыв причины, которые вызывают и актуализируют его в современных условиях, мы с полной уверенностью можем сделать выводы, касающиеся роли гендерного стереотипа в межгрупповом взаимодействии.

Во-первых, гендерные стереотипы отражают некоторые объективные характеристики позиции гендерных групп. Во-вторых, гендерные стереотипы приемлемы как для мужчин, так и для женщин, однако выраженность критической рефлексии выше у женщин. И, в-третьих, существующие гендерные стереотипы являются непосредственными детерминантами межгрупповых отношений, во многом регулируют их и служат теми интерсубъективными конструктами, к которым представители гендерных групп апеллируют в разных жизненных ситуациях.

У.Липпман подчеркивал, что проблема современного человека заключается не в том, чтобы привести индивиду свой внутренний мир в согласие с реальностью, а в том, что именно эта реальность оказывается для него недостижимой. Задача стереотипа - помочь человеку существовать в этом мире и быть социально точным, опираясь на «образы в наших головах» [Донцов, Стефаненко, 2008; Андреева, 2005].

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2005.

Бендас Т.В. Гендерная психология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.

Брагина Н.Г. Мифология стереотипа и обыденное знание // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л.Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 348-356.

Буторина Е.П. Стереотипы в описании черт характера при деловом общении // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. статей / сост. и отв. ред. Л.Л.Федорова. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2009. С. 378-394.

Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного социологического исследования / под ред. Н.М.Римашевской. М.: ИЭП РАН, 2009.

Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Донцов А.И. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завтра // Социальная психология: хрестоматия / сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 170-187.

Краснова О.В. Стереотипы и аттитюды к пожилым людям: (опыт соц.-психол. исслед.). М.: Прометей, 2004.

Пушкарева Н.Л. Гендерная асимметрия социализации ребенка в традиционной русской семье // Гендерные стереотипы в прошлом и настоящем / отв. ред. И.М.Семашко. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 4-25.

Рябова Т.Б. Пол власти: гендерные стереотипы в современной российской политике. Иваново: Изд-во Иван. гос. ун-та, 2008.

Савельев Ю.Б. Либеральный гендерный порядок и гендерные стереотипы // Гендерные стереотипы в современной России / сост. и общ. ред. И.Б.Назарова, Е.В.Лобза. М.: Макс Пресс, 2007. С. 39-48.

Селиванова О.С. Гендерные стереотипы как способ репрезентации патриархатной культуры: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 2006.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учеб. для вузов. 4- е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2007.

Тернер Дж . Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003.

Хвостов А.А. Гендерные особенности морального сознания // Вопросы психологии. 2000. N 1. С. 195-206.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология: учеб. пособие. М.: Наука,1999.

Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 1995.

Doise , W ., Dubois , N ., Beauvois , J - L . La construction sociale de la personne. Grenoble: Presses univ. de Grenoble, 1999.

Fazio, R.H., Olson, M.A. Implicit measures in social cognition research: Their meaning and use // Annual Review of Psychology. 2003. Vol. 54(1). P. 297-327. doi:10.1146/annurev.psych.54.101601.145225

Schneider D.J. The psychology of stereotyping. New York: Guilford press, 2004.

Сведения об авторе

Кабалевская Александра Ивановна . Аспирант, лаборатория психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, ул. Моховая, д. 9, стр. 4, 125009 Москва, Россия
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ссылка для цитирования

Стиль сайт
Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии. Психологические исследования, 2012, No. 2(22), 4.. 0421200116/0016.

ГОСТ 2008
Кабалевская А.И. Представления о гендерных стереотипах в современной социальной психологии // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 4. URL: (дата обращения: чч.мм.гггг). 0421200116/0016.

[Последние цифры - номер госрегистрации статьи в Реестре электронных научных изданий ФГУП НТЦ "Информрегистр". Описание соответствует ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка". Дата обращения в формате "число-месяц-год = чч.мм.гггг" - дата, когда читатель обращался к документу и он был доступен.]

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Женские гендерные стереотипы

Гендерные стереотипы начинаются, например, при появлении ребенка. Как только мы узнаем, что это девочка, мы сразу же начинаем украшать розовым детскую комнатку, заполняем ее бабочками и куклами барби. Мы считаем, что наша дочь будет типичной “девчушкой” и заполняем ее шкаф платьицами, коробками игрушек и чайным набором, для чаепития с куклами. Что же мы делаем по существу? Многие родители не понимают, что делают из своего ребенка типичную «Прекрасную Леди». Мы учим ее, что девочки должны носить платья, готовить пищу, заботиться о детях, это самые большие и наиболее распространенные стереотипы по отношению к женщинам.

Вы когда-нибудь наблюдали, как маленькая девочка играет дома? Даже в возрасте пяти-шести лет, она хорошо понимает, что ее задача будет сидеть дома и нянчится с ребенком, ее муж должен ходить на работу, и к его возвращению должен быть готов обед, все как у людей. Это еще один стереотип, женщины остаются дома, а мужчины ходят на работу. Хотя есть миллионы гендерных стереотипов о женщинах, это, безусловно, старейший и наиболее обсуждаемый феминистками. Вот некоторые другие представления:

  • женщины должны иметь “чистые рабочие места», например, секретари, учителя и библиотекари;
  • женщины – медсестры и врачи;
  • женщины не так сильны, как мужчины;
  • женщины должны зарабатывать меньше, чем мужчины;
  • женщины не должны получать хорошего образования;
  • женщины не занимаются спортом;
  • женщины не являются политиками;
  • женщины тише, чем мужчины, и не предназначены для ораторства;
  • женщины должны подчиняться и делать то, что говорят мужчины;
  • женщины должны готовить и делать работу по дому;
  • женщины несут ответственность за воспитание детей;
  • женщины не имеют технических навыков и не разбираются в ремонте автомобилей или других стереотипно мужских задач;
  • женщины, предназначены для того что бы быть «принцессами закованными в замке» либо просто быть в роли жертвы, но никогда не как героини;
  • женщины должны выглядеть красиво;
  • женщины любят петь и танцевать;
  • женщины не играют в видеоигры;
  • женщины флиртуют;
  • женщины никогда не подходят первыми, чтобы познакомиться.

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора.
Загорается желтый – дама стоит, зеленый
– дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит:
– Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать?
– Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз.
Проходит мимо другой рыбак и спрашивает:
– Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки.
– Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

(англ. Gender based stereotypes)

1. Взгляды и оценки, которые, как правило, основаны на гендерных предубеждениях, на сексизме, а не на рациональном знании.

2. Один из видов стереотипов социальных, основанный на принятых в обществе представлениях о маскулинном и феминном.

3. Стереотип восприятия человека по принципу пола, который исходит из того, что все люди, принадлежащие к одному полу, похожи друг на друга, имеют существенное сходство в неких важных аспектах их жизнедеятельности.

4. Сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

5. Упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

Пояснения:
Стереотипы гендерные исторически сформировались в традиционной патриархальной культуре, которая отводила главную роль в социальной, экономической и политической жизни мужчине. Основной, ключевой принцип стереотипного изображения представителей мужского гендера - выделение его пола как важнейшей, ключевой социальной характеристики, как ведущего статусного показателя, определяющего доминирующее положение мужчин в системе властных отношений. Сама принадлежность к мужчинам делает любого представителя этой гендерной общности более высоко ценимым в общественном мнении, нежели любого представителя противоположного гендера. Поэтому модель гендерных отношений выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Можно выделить бинарные оппозиции, стереотипно приписываемые мужчине-женщине:
Логичность - интуитивность, абстрактность - конкретность. Мужское и женское самосознание имеет каждое свои отличительные черты. Мужчина логичен, полон инициативы, более рационален, его мышление отличается абстрактностью и склонностью к обобщениям. Женщина инстинктивна (интуитивна), склонна к самоотданию, мудра нелогической и неличной мудростью простоты и чистоты. Женщины конкретны в своей мыслительной деятельности, их интересуют конкретные вещи.

Инструментальность - экспрессивность, сознательность - бессознательность. Женская чувственность, эмпатичность, эмоциональная экспрессивность отличают ее от мужчины с его инструментальной размеренностью, ориентированной на цель и компетентность. Благодаря этим качествам считается, что все женщины более гибки, отзывчивы. Мужчины же более тверды и властны.

Власть - подчинение. Женскими считались преданность, жертвенность, терпение, покорность. Мужчину рассматривали как имеющего противоположные – властные качества. Мужчине приписывается право распоряжаться женщиной, быть покровителем и вождем, право женщины - в дар за любовь свою получить мужественного и сильного покровителя.

Порядок - хаос. Мужское начало - проявление порядка, а женское - беспорядка (хаоса).
Каждый пол отличается своим своеобразным типом деятельности. Мужчины склонны сначала зафиксировать любую проблему, а лишь затем рассматривать её, женщины же анализируют взаимоотношения по ходу дела. Мужчинам свойственно фокусироваться на одной проблеме, а женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.
В современной культуре очень часто женщин, которые могут думать и наслаждаться мыслительным процессом, обвиняют в мужеподобности. А так как эмоциональные проявления и экспрессивность ассоциируются с женской социально-половой ролью, они не считаются мужскими. И пока мужчины, переживающие тонкие и глубокие эмоции, будут считаться в обществе женоподобными, они не смогут полностью реализовать свой мощный потенциал с учетом ограничений, накладываемых на эти «женские» проявления культурой. Следует помнить, что как женщина способна развивать свое мышление так, чтобы оно стало эквивалентно мужскому, так и мужчина может дифференцировать свои потребности и чувства не хуже женщины. Кроме того, следует помнить о разных типах мужчин и женщин, содержащих в различных вариациях фемининные и маскулинные проявления. Только изменение стереотипов культурных поможет полной реализации личности, сочетающей в себе как мужские, так и женские качества.

Независимость, индивидуальность - близость, коллективность. Важный гендерный стереотип состоит в том, что женщинам свойственно следить в первую очередь не за объектами и решением каких-то задач, а за благополучием людей, составляющих их круг общения. Женщины же более осторожны, отзывчивы и демократичны. Они на первое место ставят отношения между людьми, в то время как мужчины во всех обществах более независимы, доминантны, авторитарны и решительны.

Сила Я - слабость Я. Стереотипно считается, что мужчин и женщин отличают проявления силы их личности, у мужчины – сильная, у женщины - слабая.

Импульсивность, активность - статичность, пассивность. Сила, активность, движение исходят из мужского начала, женское начало дает только пассивность. Современные исследователи противопоставляют активность, склонность к риску, деспотичность, импульсивность мужчин и покорность, пассивность, зависимость, слабость женщин.

Непостоянство, неверность, радикализм - постоянство, верность, консерватизм. Бытует стереотипное убеждение, что женщин отличает консервативность, верность всему состоявшемуся, мужчин же - радикализм, непостоянство.

Наблюдения показывают, что ни в биологическом, ни в психологическом смысле не встречается чистой мужественности или женственности. У каждой личности наблюдается «смесь» биолого-психологических признаков своего и противоположного пола.
Выделяют четыре полоролевых типа, свойственных мужчинам и женщинам: мужественный, женственный, андрогинный и недифференцированный. Но следует понимать, что двуполое человеческое существо наделено определенным полом, и оно не может соединять в себе противоположные сущности, пока не обретет свою собственную. Эта сущность должна стать тождественной самой себе и принимающей себя во всех аспектах свойств, мужских и женских.

Как и всякий стереотип социальный, Стереотип гендерный предельно обобщает качества лиц, принадлежащих к одному полу. Следование стереотипному восприятию приводит к неточному восприятию личности, к запоминанию только той информации о ней, которая соответствует усвоенному ранее стереотипу. Так, пол ребенка прямо влияет на то, как его воспринимают взрослые: мальчиков чаще запоминают и характеризуют как активных, агрессивных, даже если они не проявляют подобных качеств в конктерных наблюдаемых случаях. Кандидата-женщину чаще воспринимают как плохого оратора, проигрывающего кандидату-мужчине в дебатах, даже если они говорят одно и то же. Люди чаще категоризуют друг друга по полу, нежели по другим социально-демографическим признакам, а также тот факт, что находящегося в гендерном меньшинстве человека окружающие чаще всего будут оценивать именно по биологическому полу, а не по профессиональным или иным качествам. Именно поэтому в предвыборных кампаниях критическое внимание аудитории привлекают редкие кандидаты-женщины: их оценивают куда строже по всем параметрам, чем мужчин.

Стереотипы гендерные часто приводят к созданию в сознании ложных связей между гендером и теми или иными качествами, навыками или формами поведением людей. Так, основываясь на стереотипе о том, что женщины меньше склонны к математике, чем мужчины, можно приписывать всем женщинам нелюбовь к этой науке, установить так называемые иллюзорные корреляции (между полом и успехами в математике, бизнесе и т.д.).
Стереотипы гендерные могут играть негативную роль в трудовой и политической сферах: согласно Стереотипам гендерным, женщины больше интересуются семьей, чем работой или политикой, поэтому женщине труднее получить продвижение или занять общественную должность, чем мужчине.
Прочность Стереотипов гендерных ведет к тому, что даже получение информации, в корне противоречащей стереотипу, далеко не всегда ведет к их разрушению.

Стереотипы гендерные передаются в процессе социализации. На ранней стадии социализации, гендерная категоризация играет большую роль в моделировании поведения детьми. Дети начинают подражать взрослым, имитировать их поведение, опираясь на традиционные характеристики мужских и женских ролей. Они получают соответствующее подкрепление в зависимости от того, насколько верно они моделируют эти роли, формируют понятия о мужественности и женственности.
Дети чаще и охотнее проявляют интерес к моделированию действий, характерных для их собственного гендера, и таким образом получают и закрепляют информацию о социальных ролях, якобы предписанных культурой и природой (а по сути, социально сконструированных) мужчине и женщине.
Семья и школа формируют Стереотипы гендерные, а последующая жизнь просто закрепляет их.

Действия на основе Стереотипов гендерных могут вызвать так называемые самореализующиеся пророчества, например, мужчина, уверенный в том, что женщины не могут хорошо водить машину, и заявляющий об этом своей жене, сидящей за рулем, может вывести ее из равновесия и тем самым спровоцировать аварию. Подобные пророчества часто самореализуются в семьях, где партнеры оценивают друг друга в соответствии со Стереотипами гендерными и ведут себя, заведомо ожидая стереотипного поведения от другого.

Стереотипы гендерные используются в познавательном процессе и выступают регуляторами поведения людей на бессознательном уровне. Они широко используются в массовой культуре, особенно в голливудских фильмах с традиционными образами беззащитных сексуальных красавиц-женщин и мужественных защитников-суперменов. Те же стереотипы представлены в народном творчестве, мифологии.
Стереотипы гендерные могут использоваться для дискриминации представителей женского пола наряду с другими социальными категоризациями - раса, этническая принадлежность. Однако гендерная категоризация - самая сильная и используется чаще других.
В некоторых случаях Стереотип гендерный может стать стигмой.

Стереотипы гендерные редко поддаются коррекции, для их изменения требуются весьма значительные промежутки времени, часто жизнь поколений.

Стереотип поведения - вещь обоюдоострая. Он определяет не только ожидания окружающих, но и корректирует непосредственно поведение субъекта. Не выделяться, не выпадать из общей нормы, быть таким, как нужно, быть правильным - стимул, достаточно сильный для того, чтобы всю жизнь играть навязанную обществом роль, а со временем даже забыть, что это не маска, а лицо.

Проблема гендерных стереотипов в обществе

Сейчас гендерные стереотипы обычно упоминаются в связи с дискриминацией по половому признаку. И это довольно плохо, потому что создает неправильное представление о проблеме. Беда стереотипов не в том, что они создают неправильное представление о женщинах, тем самым обеспечивая почву для дискриминации.

Проблема намного обширнее. Подобные устоявшиеся представления одинаково искажают мнение как о женщинах, так и о мужчинах, загоняя людей в узкие рамки норм и правил, навязывая им определенный способ действий. Мягкий, чувствительный мужчина наверняка столкнется с большой долей негатива именно потому, что его поведение отличается от предписываемого. Вот только дискриминацией это почему-то никто не считает.

Мужские роли, женские роли

Гендерные стереотипы существуют столько же, сколько существует человечество. Наверняка они менялись: вряд ли во времена матриархата представления о роли мужчин и женщин в социуме были одинаковыми.

И даже сейчас некоторые народности, живущие достаточно изолированно, искренне удивляются, когда им рассказывают о том, что пол определяет не только физическую силу, но и характер, образ мышления. Четкое гендерное разделение ролей - прерогатива больших социальных групп, которые могут себе это позволить. А если каждое копье, каждый меч на счету, если нужны рабочие руки, кому бы они ни принадлежали - мужчине ли, женщине ли - тут уже не до предрассудков.

Но это скорее исключение, чем правило. Наша культура унаследовала традиционную сепарацию мужского и женского начала, строгое разделение на мягкое и жесткое, активное и пассивное, инь и ян.

Еще философы Древней Греции писали о различиях между мужчинами и женщинами, наделяя их диаметрально противоположными чертами. Мужчина - сильный, активный, разумный, логичный, властный, женщина - слабая, пассивная, эмоциональная, подверженная порывам, покорная. И эти представления о психологии полов оказались на удивление устойчивыми. Шли века, один государственный строй сменял другой, менялись традиции и правила, этикет и религия. Но гендерные стереотипы оставались незыблемыми, как скалы.

Даже сейчас, когда никого не удивляет ни право женщины на работу, ни ее право избирать и быть избранной, традиционная формула «Мужчина - голова, женщина - шея» по-прежнему в ходу. И вреда от этого больше, чем пользы.

Стереотипы в действии

Впервые проблемой гендерных стереотипов заинтересовались в 70-х годах прошлого века. Тогда ученые задались вопросом о том, насколько соответствует истине то, что всем кажется очевидным фактом. Почему все уверены, что дела обстоят именно так? Это результат объективного положения вещей или просто предубежденность?

Первые исследования гендерных стереотипов выявили любопытную закономерность.

В результате проведенных опросов выяснилось, что мужчины априори считаются более компетентными и профессиональными, их успехи объяснялись высоким уровнем знаний и хорошей подготовкой, а карьерный рост оценивался как естественное следствие таких преимуществ. В то же время женщины, по мнению опрашиваемых, либо добились успеха случайно, либо специально стремились занять более высокую ступеньку в социальной или профессиональной иерархии, прилагая к этому дополнительные усилия. Именно так проявляли себя гендерные стереотипы. Примеры таких искажений восприятия весьма многочисленны. Во время эксперимента наблюдателям предлагали оценить уровень подготовки студентов. При одинаковой компетентности ответы мужчин всегда оценивались выше, чем ответы женщин, хотя фактически разницы не было.

Необъективность как норма

Впрочем, у этого социального феномена есть и обратная сторона. Тот же эксперимент с опросом студентов показал, что если отвечающие одинаково некомпетентны, то наблюдатели склонны завышать оценки именно женщинам, находя мужчин по сравнению с ними менее знающими.

Предъявляя к сильному полу завышенные требования, социум предоставляет им фору, но жестче судит за любой промах. Это оборотная сторона медали. Говоря о том, что современные гендерные стереотипы ущемляют женщин, нельзя игнорировать и тот факт, что они также ущемляют и мужчин. Просто необъективность проявляется в оценке других факторов.

Если женщине социум с трудом прощает успех, то мужчине никогда не простят провала. Социальные стереотипы требуют, чтобы юноша одерживал победу за победой, в любом другом случае он будет признан неудачником.

Стереотипы с точки зрения этологии

Самое необычное в сложившейся ситуации то, что и мужчина, и женщина действительно по-разному видят мир. Эти отличия не кардинальны, но они есть. У любого биологического вида поведение самцов и самок разнится. Причем различия эти находятся совсем не там, где их предполагают найти стереотипы. Примеры тому многочисленны. Скажем, легендарная тестостероновая агрессивность самцов. В отношении гомо сапиенс именно этим оправдывают склонность мужчин к насилию.

На самом деле внутривидовые бои носят скорее показательный характер, их назначение всего лишь привлечь внимание самки, а не уничтожить противника. Это такая же демонстрация, как токование у тетеревов или ритуальные танцы у журавлей. В противном случае самцы просто перебьют друг друга - и популяция вымрет.

Борьба за лидерство выглядит совсем иначе. Здесь все определяет не столько физическая сила и агрессивность, сколько интеллект и сила воли. Здоровый, злобный и тупой - не лучшие качества для лидера. Особенно хорошо это видно на примере популяций, чье выживание напрямую зависит от совместных скоординированных действий. Собаки, волки, широко всем известные сурикаты. И в таких популяциях лидер-самка - не редкость. Но то, что естественно в природе, гендерные стереотипы с негодованием отвергают.

Актеры и роли

Возникает парадокс. Оправдывая устоявшиеся поведенческие модели, люди ссылаются на природные наклонности, при этом не обращая внимания на то, что в своем первозданном виде такие инстинкты реализуются совсем иначе. Гендерные стереотипы в обществе предполагают, что по умолчанию ведущий - мужчина, а ведомый - женщина, никак не увязывая вопросы лидерства с возможностями психики. В то же время в природе это зависит сугубо от личностных характеристик и ни от чего больше. Управлять будет самый умный, самый энергичный и самый решительный, потому что так лучше для популяции. А уж половая принадлежность лидера - факт малозначимый и никому не интересный. Если, конечно, речь идет не о стаде коров - так там особой потребности в интеллекте и не наблюдается.

Причины возникновения стереотипов

Почему же возникли гендерные социальные стереотипы? Теорий на этот счет существует много.

В качестве причин ученые называли и социальные факторы, и экономические, и исторические. Самая распространенная теория гласит, что по мере усложнения хозяйственных процессов все большее значение приобретала грубая сила, которой обладали именно мужчины. Если в первобытном обществе функции, выполняемые обоими полами, были равно важны, то при переходе к оседлости и культурному земледелию именно мужчины стали выполнять активную функцию.

Строительные работы и занятие сельским хозяйством требовали приложения значительной силы. То же касалось и военных конфликтов, которые приобрели организованную форму, перестав быть просто столкновением двух кочующих племен.

В подтверждение этой теории говорит тот факт, что именно в конце 20 века, когда автоматизация производства нивелировала значение физической силы, гендерные стереотипы в современном обществе подверглись ревизии.

Мужчина: миф и реальность

Если ученые, придерживающиеся такой версии, правы, гендерная сегрегация на том этапе развития была вполне оправдана. Больше шансов на выживание у того племени, в котором больше сильных боеспособных мужчин.

И абсолютно логично, что именно эти качества культивировались, насаждались в ходе воспитания. Стереотипы о мужчинах знакомы всем. Сильный, уверенный, активный, рассудительный, прирожденный боец и лидер, кормилец семьи.

Качества очевидно хороши. Человек, обладающий всеми этими достоинствами - это же просто помесь Кларка Кента, Альберта Эйнштейна и Александра Македонского. Вряд ли найдется кто-то, кому не хотелось бы стать таким совершенством. Беда в том, что реальный мужчина редко соответствует заданным стандартам. И, пытаясь дотянуться до идеала, наживает невроз, гастрит и хроническую депрессию. Не справляешься с ролью кормильца? Неудачник. Физически неразвит? Неудачник. Не можешь сделать карьеру? Конечно же снова неудачник!

Мальчика с детства учат держать эмоции при себе, не плакать и не жаловаться. А потом оказывается, что единственный способ справиться с сильными эмоциями для мужчины - это алкоголь. Все другие ведь под запретом. Настоящий мужик не плачет в жилетку, он пьет и решает свои проблемы сам. Подобный стереотип поведения вряд ли может считаться конструктивным.

Чего ждут от женщины

То же касается и женщин. Образ «хорошей девочки» тоже сам по себе неплох. Доброжелательная, неконфликтная, общительная, сочувствующая. Заботливая мать и жена, трудолюбивая хозяйка. Наверняка в реальности такая женщина произведет самое благоприятное впечатление на окружающих, и это будет абсолютно справедливо. Карьерные устремления - это, конечно, хорошо, но не они отличают хорошего человека от плохого. Если девочка ощущает себя именно такой, если ей легко и комфортно в рамках этих представлений - что ж, значит, ей повезло. Ее внутреннее самоощущение и стереотипы о женщинах не будут вступать в противоречие.

Проблемы возникают тогда, когда девочка заданным стандартам не соответствует. В этом случае объективно хорошие, полезные качества - напористость, активность, решительность - подавляются и воспринимаются исключительно в негативном ключе.

Стереотипы - причина необъективности

Именно такая двойственность трактовок и оценок и выступает в качестве основного разрушительного фактора. Формирование стереотипов предполагает, что одно и то же поведение оценивается по-разному в зависимости от того, кто именно совершает действие, мужчина или женщина.

Плачет девушка? Она просто очень ранимая и чувствительная. Плачет парень? Хлюпик и слабак. Девушка спорит и отстаивает свое мнение, не соглашаясь на компромисс? Склочная стерва. То же самое делает парень? Он просто уверен в себе и решителен.

Система оценок, построенная не на объективных критериях, а на субъективных представлениях о правильности поведения того или иного человека, корректной быть не может. А, значит, эффективность социального взаимодействия снижается. Люди делают не то, что умеют делать хорошо, а то, что считают правильным, пусть и на порядок хуже.

О власти и не только

Почему же стереотипы, если они настолько неэффективны, все еще существуют?

Один из крайне важных факторов - распределение власти. Быть мужчиной - быть лидером по определению. Не нужен ни ум, ни сила. Можно не добиться ничего в этой жизни. Все равно мужчина по отношению к женщине автоматически занимает лидирующую позицию. Именно по такому принципу строятся гендерные стереотипы в семье, и не только там. Лучший начальник - мужчина. Лучший служащий - мужчина. Лучший организатор - мужчина. Сломать этот стереотип, отказаться от него для мужчины, в реальности такими качествами не обладающего, - это признать себя неудачником.

Вместе с тем на мужчин падает огромная ответственность, вне зависимости от того, готовы они к этому или нет. Человек, не желающий быть лидером, предпочитающий позицию ведомого, получает в руки вожжи и должен править. Вряд ли он справится с этим хорошо. И наверняка он будет чувствовать себя очень и очень некомфортно. Гораздо логичнее было бы, если роли в социуме распределялись в соответствии с личностными характеристиками, а не по половому признаку.

Но пока миром правят стереотипы, ситуация вряд ли изменится к лучшему.

"Культурные установки и гендерные идеологии зачастую рассматривают женщину в подчинении у мужчин или предписывают мужчинам контролировать женщин", - отметила Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй. "Такое отношение может быть настолько широко и глубоко заложено в сознании сообщества, что оно почти незаметно, за исключением его последствий, ведь они способствуют сохранению дискриминации, насилия и унижения".

Пиллэй выступала на ежегодной однодневной дискуссии, посвященной правам женщин, в рамках 26-й сессии Совета по правам человека. Она подчеркнула, что глубоко укоренившиеся гендерные стереотипы о роли женщин усиливаются неспособностью лиц, принимающих решения, добиваться реальных изменений в представлениях общества.

Член Комитета, который наблюдает за выполнением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) со стороны государств, Дубравка Шимонович подчеркнула, что главная цель Конвенции заключается в достижении реального равенства между мужчинами и женщинами. С этой целью Конвенция рекомендует государствам упразднить дискриминационные законы и изменить дискриминационные социальные нормы.

Шимонович напомнила участникам, что статья 5 (а) Конвенции обязывает государства искоренить дискриминационные стереотипы, которые основаны на принятых в обществе ролях и свойствах, связанных с полом. Также статья 5 (б) признает общую ответственность мужчин и женщин за воспитание детей. "Это касается потребности изменить стереотипы о матери как воспитателе и об отце как о добытчике, которые упорно повторяются в семейных ролях в связи с воспитанием детей", - заявила она.

Управление ООН по правам человека поручило Симоне Кузак проанализировать, как гендерные стереотипы в судебной системе препятствуют правосудию для женщин, в особенности в делах, связанных с гендерным насилием.

Исследование выявило пять вариантов. Во-первых, они негативно сказываются на беспристрастности судей. Они также влияют на их понимание уголовных преступлений и их восприятие того, имело ли место насилие, в таких делах, как изнасилование работников секс-индустрии или замужних женщин своими мужьями, либо домашнее насилие в однополых отношениях.

Стереотипы влияют на мнение судей о надежности свидетелей и дееспособности. Например, это происходит в делах, где судьи формируют негативное мнение о достоверности показаний пострадавших, поведение которых противоречит стереотипам.

Также стереотипы могут помешать судьям привлечь преступников к ответственности или даже подвести их к осуждению пострадавшей. В довершение, стереотипы могут препятствовать доступу к юридическим правам и защите жертв насилия. В деле представленном КЛДЖ в рамках процедуры подачи индивидуальных жалоб, которое упомянула Кузак, отражены многие из этих примеров вреда стереотипов. Насильник 17-летней глухонемой девочки был оправдан судом, потому что судья счел, что пострадавшая должна была сопротивляться преступнику, чтобы защитить свою непорочность.

Говоря о влиянии стереотипов на репродуктивное и сексуальное здоровье и права женщин и девочек, профессор в области права в Университете Адольфо Ибаньес в Сантьяго (Чили) Вероника Ундуррага сообщила о существовании убеждения касательно того, что девочки не должны проявлять какой-либо заинтересованности вопросами сексуальности, в то время как мальчики-подростки должны быть более открытыми и агрессивными.

"Как юноши, так и девушки должны получать половое воспитание, чтобы предупредить беременность и аборты среди девочек, которые чаще ставятся жертвами сексуального принуждения", - говорит Ундуррага. "В вопросах воспитания системы здравоохранения должны уважать потребности девочек, которые хотят получить информацию и доступ к услугам, связанным с репродуктивным здоровьем".

Ундуррага также обратила внимание на идею о том, что замужние женщины всегда должны быть доступны для своих мужей, что отрицает их право принимать решение о том, хотят ли они вступать в половую связь. Они также уязвимы перед насилием со стороны мужей, которое зачастую не влечет судебного наказания.

Исполнительный директор Центра инвалидов и развития в Эфиопии Йетнеберш Нигусси заявила, что женщины-инвалиды давно обделены вниманием в рамках гендерного движения, и что они вынуждены сталкиваться с двойными стереотипами в связи с полом и с инвалидностью.

"Трудность принятия женщины-инвалида обществом касается двух аспектов человечности", - рассказывает она. "Сначала им нужно доказать, что они, прежде всего, личности, а потом уже инвалиды, а также им нужно утвердиться в качестве женщин".

Нигусси подчеркнула, что женщин-инвалидов считают сексуально неактивными и, таким образом, непригодными для брака. Они также с малой вероятностью могут получать образование из-за страха, что их похитят, изнасилуют или подвергнут иным формам насилия в школе. Также, в частности, женщины с умственными нарушениями, в том числе в ситуациях, когда они становятся жертвами сексуального насилия, редко рассматриваются как надежные свидетели в суде.

Исполнительный директор кампании "Белая лента" и ведущий дискуссии Тодд Минерсон отметил, что лесбиянки, геи, бисексуалы и женщины-интерсексуалы, работники секс-индустрии, женщины, злоупотребляющие наркотиками или алкоголем, женщины-мигранты и представительницы коренных народов должны также учитываться при обсуждении смешанных гендерных стереотипов.

Его организация, которая является крупнейшим в мире объединением мужчин и мальчиков, борющихся с насилием против женщин, стремится изменить пагубное понимание мужественности, которое пронизано насилием. Она также работает над признанием того, что борьбу за гендерное равенство должны вести и сами мужчины и мальчики.

sk-soblazn.ru - Красота и здоровье. Дом и быт. Кулинария. Рукоделие. Народная медицина